Самоанализ - это не статистический отчет.
Предмет самоанализа – это аналитические показатели, содержательно харакеризующие деятельность педагога.
Содержание самоанализа – это не представление имеющихся
данных за определенный период, а отражение аналитической
деятельности, требующей глубокого осмысления собственного
опыта и перспектив развития.
Самоанализ даёт полное представление о работе педагога и
результативности его деятельности, содержит выводы о
причинах успехов и проблемных моментах, намечает
перспективы.
Целью представления самоанализа является подтверждение
педагогическим работником достигнутого уровня квалификации.
Самоанализ педагогической деятельности в период аттестации
представляет собой:
v изучение педагогом состояния, результатов своей профессиональной деятельности;
v установление причинно-следственных связей между элементами педагогических явлений;
v определение путей дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности.
Алгоритм подготовки самоанализа педагогической деятельности
1. Ведение школьной документации: классный журнал, дневники и тетради учащихся, календарно-тематическое планирование учебных и факультативных занятий и другое.
2. Знание теоретических и практических основ предметов.
3. Качество и эффективность проводимых учебных и факультативных занятий.
4. Формирование индивидуального профессионального стиля педагога через внедрение информационных технологий.
5. Обеспечение роста качества образования учащихся.
6. Система работы с учащимися, которые имеют низкий уровень учебной мотивации. Результат.
7. Система работы с учащимися с повышенной мотивацией к обучению.
8. Повышение методического уровня.
9. Повышение квалификации.
10. Основные направления работы в качестве классного руководителя.
11. Пути дальнейшего самосовершенствования.
Примерная структура
описания педагогического опыта
(авторской методики)
1 Информационный блок
Тема опыта (авторской методики)
Актуальность опыта (авторской методики)
Противоречия, затруднения, проблемы, на решение которых данный
опыт направлен.
Цели опыта (авторской методики)
На развитие каких качеств, на формирование каких знаний, умений, навыков обучающихся данный опыт направлен, какими педагогическими средствами и в какой образовательной ситуации.
Ведущая идея опыта (авторской методики)
Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора.
Задачи опыта (авторской методики)
Отражение действий по достижению цели.
Длительность работы над опытом (авторской методикой)
Продолжительность работы, этапы.
2 Описание технологии опыта (авторской методики)
Описание сути опыта (авторской методики)
Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта (авторской методики)– что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта (авторской методики), но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе.
К какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития, поиск средств обучения, воспитания, развития, коррекционной работы и др.).
Систематизация и описание разработанных материалов.
Отражение последовательности и алгоритмов действий по применению разработанных материалов.
Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы опыта (авторской методики), фрагменты занятий, пособий и др.
Результативность и эффективность опыта (авторской методики)
Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта (авторской методики), представление методики описания и подсчета результатов.
Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.
Определение условий, влияющих на эффективность и результативность данного опыта (авторской методики).
3. Заключение
Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта (авторской методики).