Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Образовательный стандарт начального образования

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства образования

Республики Беларусь

26.12.2018 № 125

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АДУКАЦЫЙНЫ СТАНДАРТ ПАЧАТКОВАЙ АДУКАЦЫІ

ЕDUCATIONAL STANDARD OF PRIMARY ЕDUCATION

Предисловие

1. РАЗРАБОТАН Министерством образования Республики Беларусь совместно с Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь.

2. УТВЕРЖДЕН постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 декабря 2018 г. № 125 «Об утверждении образовательных стандартов общего среднего образования».

3. ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ВЗАМЕН постановления Министерства образования Республики Беларусь от 10 января 2007 г. № 2 «Об утверждении образовательного стандарта общего среднего образования», постановления Министерства образования Республики Беларусь от 3 октября 2008 г. № 96 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 10 января 2007 г. № 2», постановления Министерства образования Республики Беларусь от 29 мая 2009 г. № 32 «Об утверждении образовательных стандартов учебных предметов в общеобразовательных учреждениях».

СОДЕРЖАНИЕ

1. Область применения

2. Термины и определения

3. Общие положения

3.1. Цели и назначение образовательного стандарта начального образования

3.2. Методологическая основа Стандарта

3.3. Структура Стандарта

4. Цели образования на I ступени общего среднего образования и ожидаемые результаты начального образования

4.1. Цели образования на I ступени общего среднего образования

4.2. Ожидаемые результаты начального образования

5. Требования к учебно-программной документации образовательной программы начального образования, максимальной учебной нагрузке учащихся

6. Требования к организации образовательного процесса при реализации образовательной программы начального образования

6.1. Общие требования к образовательному процессу при реализации образовательной программы начального образования

6.2. Особенности организации образовательного процесса при реализации образовательной программы начального образования

6.3. Основные требования к организации образовательного процесса при изучении учебных предметов

7. Требования к результатам освоения содержания образовательной программы начального образования

1. Область применения

Образовательный стандарт начального образования обязателен для применения во всех учреждениях образования, реализующих образовательную программу начального образования.

2. Термины и определения

В настоящем образовательном стандарте начального образования используются следующие основные термины и их определения.

Воспитание – целенаправленный процесс формирования духовно- нравственной и эмоционально ценностной сферы личности учащегося.

Занятия по физической реабилитации – занятия, направленные на поддержание, восстановление и (или) улучшение функционального состояния органов и систем организма учащегося санаторной школы- интерната.

Качество образования – соответствие образования требованиям образовательного стандарта, учебно-программной документации образовательной программы начального образования.

Музыкально-ритмические занятия – занятия, направленные на развитие двигательных навыков и умений учащегося санаторной школы - интерната.

Максимальная допустимая учебная нагрузка в неделю на одного учащегося в каждом классе – учебная нагрузка, устанавливаемая в соответствии со специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями и гигиеническими нормативами и включающая обязательную учебную нагрузку и учебную нагрузку на факультативных занятиях по соответствующему классу.

Образование – обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности учащегося.

Образовательный стандарт начального образования – технический нормативный правовой акт, определяющий содержание образовательной программы начального образования посредством установления требований к образовательному процессу и результатам освоения ее содержания.

Образовательная программа начального образования – совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и условий, необходимых для получения в соответствии с ожидаемыми результатами начального образования.

Образовательный процесс – обучение и воспитание, организованные учреждением образования в целях освоения учащимися содержания образовательных программ.

Обучение – целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей.

Обязательная учебная нагрузка в неделю на одного учащегося в каждом классе – общее количество учебных часов, установленных на изучение учебных предметов по соответствующему классу.

Поддерживающие занятия – занятия, направленные на преодоление трудностей в изучении учебных предметов (отдельных тем учебных программ по учебным предметам) учащимися, получающими общее среднее образование в очной форме получения образования.

Получение образования на дому – организация образовательного процесса, при которой освоение содержания образовательных программ общего среднего образования учащимся, который временно или постоянно не может посещать учреждение образования, осуществляется на дому.

Стимулирующие занятия – занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся.

Типовой учебный план общего среднего образования – это технический нормативный правовой акт, который состоит из типовых учебных планов учреждений общего среднего образования каждого вида.

Факультативные занятия – занятия, направленные на повышение у учащегося интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

3. Общие положения

3.1. Цели и назначение образовательного стандарта начального образования

Образовательный стандарт начального образования (далее – Стандарт) определяет содержание образовательной программы начального образования с учетом достижений современной науки, приоритетов государственной политики в сфере образования и направлен на обеспечение:

доступности начального образования;

духовно-нравственного развития, воспитания учащихся и сохранения их здоровья;

формирования гражданской идентичности учащихся;

достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов;

развития творческих способностей учащихся, вовлечения их в различные виды социально значимой деятельности;

преемственности образовательной программы начального образования и образовательной программы дошкольного образования;

преемственности и непрерывности образовательной программы начального образования и образовательной программы базового образования;

равенства белорусского и русского языков;

сохранения и развития национальной культуры; культурного и языкового наследия национальных меньшинств, проживающих на территории Республики Беларусь;

развития государственно-общественного характера управления образованием;

формирования основ оценки результатов учебной деятельности учащихся при освоении содержания образовательной программы начального образования, деятельности педагогических работников, самоконтроля за обеспечением качества образования, осуществляемого учреждением образования;

государственных гарантий по соответствующему финансированию образовательной программы начального образования, реализуемой через

образовательный процесс на учебных занятиях (занятиях) в соответствии с учебным планом и учебными программами.

Стандарт является основой:

для разработки учебно-программной документации образовательной программы начального образования;

организации образовательного процесса при реализации образовательной программы начального образования;

осуществления контроля качества образования;

построения системы самоконтроля обеспечения качества образования в учреждении образования при реализации образовательной программы начального образования;

аттестации педагогических работников учреждений образования, реализующих образовательную программу начального образования;

организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников.

3.2. Методологическая основа Стандарта

Методологической основой Стандарта являются:

системно-деятельностный подход (совокупность взглядов и способов проектирования и организации образовательного процесса, в котором системообразующим элементом являются различные виды деятельности, учащийся как субъект обучения и воспитания занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития его личности; обучение и воспитание осуществляются через активизацию деятельности учащегося);

культурологический подход (совокупность взглядов и способов проектирования и организации образовательного процесса на основе ценностно ориентированного содержания образования, приоритета культуры в образовании, развития общей интеллектуальной культуры и духовного начала личности, обеспечения ведущей роли социокультурного контекста развития учащегося, установки на диалог культур, изучения традиций и ценностей, самобытности национальной культуры в контексте мировой);

личностно ориентированный подход (совокупность взглядов и способов проектирования и организации образовательного процесса, при которых личность понимается как главное действующее лицо образовательного процесса; создание условий для развития личности в ее целостности, уникальности и автономности;

обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения, возможности выбора индивидуальной образовательной траектории в соответствии со способностями, потребностями, интересами, запросами учащихся);

компетентностный подход (совокупность взглядов и способов проектирования и организации образовательного процесса, которые характеризуются нацеленностью на формирование компетенций, направленных на подготовку к продолжению образования на II ступени общего среднего образования, универсальных учебных действий, усилением практической ориентированности учебной деятельности учащихся, использованием накопленного и созданием условий для формирования у учащихся социального опыта, в том числе в процессе самостоятельной деятельности).

3.3. Структура Стандарта

Стандарт определяет область его применения, содержит используемые термины и их определения, общие положения, а также включает:

цели образования на I ступени общего среднего образования и ожидаемые результаты начального образования;

требования:

к учебно-программной документации образовательной программы начального образования, максимальной учебной нагрузке учащихся;

к организации образовательного процесса и результатам освоения содержания образовательной программы начального образования.

4. Цели образования на I ступени общего среднего образования и ожидаемые результаты начального образования

4.1. Цели образования на I ступени общего среднего образования

Целями образования на I ступени общего среднего образования являются:

формирование личности учащегося, воспитание нравственно- этических качеств, гражданственности, развитие устойчивого интереса к познавательной деятельности;

выявление и развитие способностей, склонностей и интересов учащихся;

формирование у учащихся представлений о мире, обществе и человеке;

освоение учащимися основ культуры речи, норм ответственного и безопасного поведения, основ личной гигиены и здорового образа жизни;

овладение учащимися основными навыками учебной деятельности, саморегуляции и общения, элементами теоретического мышления на основе использования личного и социального, накопления нового опыта познавательной деятельности;

овладение учащимися чтением, письмом, счетом, освоение при изучении учебных предметов разнообразных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

4.2. Ожидаемые результаты начального образования

Ожидаемые результаты начального образования воплощает учащийся:

любящий свою малую родину;

уважающий историю и культуру Беларуси;

поддерживающий семейные традиции;

ориентирующийся в своем поведении на этические и нравственные нормы, определяющие отношения с обществом и окружающими людьми;

осознающий ответственность за свои поступки;

мотивированный на учебно-познавательную деятельность;

владеющий начальными навыками социальной адаптации, здорового образа жизни, безопасного поведения, жизненно важными двигательными навыками;

владеющий основами умения учиться;

готовый и способный к сотрудничеству;

умеющий пользоваться различными источниками информации при организации самостоятельной учебной деятельности;

проявляющий инициативность в учебной деятельности, познавательную активность.

5. Требования к учебно-программной документации образовательной программы начального образования, максимальной учебной нагрузке учащихся

5.1. Учебно-программная документация образовательной программы начального образования включает в себя типовой учебный план общего среднего образования, учебные программы по учебным предметам, учебные программы факультативных занятий.

5.2. Типовой учебный план общего среднего образования включает в себя перечень обязательных для изучения учебных предметов по классам, устанавливает количество учебных часов на их изучение, количество учебных часов на проведение факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, занятий по физической реабилитации, музыкально-ритмических занятий (для учащихся санаторной школы-интерната), обязательную и максимальную допустимую учебную нагрузку в неделю на одного учащегося в каждом классе и общее количество учебных часов, финансируемых из республиканского и (или) местных бюджетов на проведение учебных занятий (занятий).

5.3. Перечень обязательных для изучения учебных предметов включает учебные предметы «Навучанне грамаце», «Беларуская мова», «Літаратурнае чытанне», «Обучение грамоте», «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)», «Математика», «Человек и мир», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье», «Основы безопасности жизнедеятельности».

Перечень обязательных для изучения учебных предметов в классах учреждений общего среднего образования или учреждениях общего среднего образования, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства или изучается язык национального меньшинства, дополнительно включает учебные предметы «Язык национального меньшинства», «Литература национального меньшинства».

Количество учебных часов на изучение учебных предметов «Язык национального меньшинства», «Литература национального меньшинства» определяется в пределах общего количества учебных часов, установленных на изучение учебных предметов «Беларуская мова», «Літаратурнае чытанне», «Русский язык», «Литературное чтение».

5.4. В базовой школе-колледже искусств, средней школе-колледже искусств, гимназии-колледже искусств (при наличии I-IV классов с изучением учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства)

обязательными для изучения также являются учебные предметы, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся:

в области изобразительного искусства:

«Изображение на плоскости» (образовательный процесс осуществляется в группах), «Декоративно-прикладное искусство. Лепка» (образовательный процесс осуществляется в группах);

в области музыкально-хорового искусства:

«Сольфеджио» (образовательный процесс осуществляется в группах), «Игра на музыкальном инструменте» (образовательный процесс осуществляется индивидуально), «Хоровой класс» (образовательный процесс осуществляется в группах);

в области музыкально-инструментального искусства:

«Сольфеджио» (образовательный процесс осуществляется в группах), «Игра на музыкальном инструменте» (образовательный процесс осуществляется индивидуально);

в области театрального искусства:

«Театр» (образовательный процесс осуществляется в группах), «Музыкальные и театральные игры» (образовательный процесс осуществляется в группах), «Основы сценического движения» (образовательный процесс осуществляется в группах);

в области хореографического искусства:

«Танец классический, народно-сценический, историко-бытовой, современный бальный» (образовательный процесс осуществляется в группах), «Ритмика» (образовательный процесс осуществляется в группах).

5.5. При разработке типового учебного плана начальной школы, типового учебного плана базовой школы, типового учебного плана средней школы, типового учебного плана школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, типового учебного плана гимназии (при наличии I-IV классов) учитываются общие требования к обязательной и к максимальной допустимой учебной нагрузке на одного учащегося в неделю по классам, к общему количеству учебных часов в неделю на каждый из I-IV классов, финансируемому из республиканского и (или) местных бюджетов на проведение учебных занятий (занятий):

обязательная учебная нагрузка в неделю на одного учащегося по классам составляет:

18 учебных часов в I классе, 20 учебных часов во II классе, 23 учебных часа в III классе, 23 учебных часа в IV классе; максимальная допустимая учебная нагрузка в неделю на одного учащегося по классам составляет: 22 учебных часа в I классе, 22 учебных часа во II классе, 24 учебных часа в III классе, 24 учебных часа в IV классе; общее количество учебных часов в неделю на каждый из I-IV классов, финансируемое из республиканского и (или) местных бюджетов на проведение учебных занятий (занятий), составляет: 24 учебных часа в I классе, 26 учебных часов во II классе, 27 учебных часов в III классе, 27 учебных часов в IV классе.

Допускается уменьшение установленной обязательной учебной нагрузки в неделю на одного учащегося по I-IV классам: для учащегося специализированного по спорту класса (учебный предмет «Физическая культура и здоровье» не является обязательным для изучения в специализированных по спорту классах);

учащегося средней школы-училища олимпийского резерва (учебные предметы «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье» не являются обязательными для изучения в средних школах-училищах олимпийского резерва).

Типовой учебный план средней школы разрабатывается с учетом обеспечения возможности изучения учебных предметов «Язык национального меньшинства», «Литература национального меньшинства», организации образовательного процесса на дому, в организациях здравоохранения, санаторно-курортных и оздоровительных организациях, а также для учащихся в период участия их в спортивных мероприятиях вне места нахождения учреждений образования, в которых они обучаются.

5.6. При разработке типового учебного плана санаторной школы-интерната учитываются следующие требования: учебный предмет «Трудовое обучение» не является обязательным для изучения в I-IV классах; допускается уменьшение количества часов на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в I классе; обязательная учебная нагрузка в неделю на одного учащегося по классам составляет 16 учебных часов в I классе, 19 учебных часов во II классе, 22 учебных часа в III классе, 22 учебных часа в IV классе; максимальная допустимая учебная нагрузка в неделю на одного учащегося по классам составляет 22 учебных часа в I классе, 24 учебных часа во II классе, 27 учебных часов в III классе, 27 учебных часов в IV классе; общее количество учебных часов в неделю на каждый из I-IV классов, финансируемое из республиканского и (или) местных бюджетов на проведение учебных занятий, занятий по физической реабилитации, музыкально-ритмических, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, составляет 23 учебных часа в I классе, 25 учебных часов во II классе, 28 учебных часов в III классе, 28 учебных часов в IV классе.

5.7. При разработке типового учебного плана базовой школы-колледжа искусств, типового учебного плана средней школы-колледжа искусств, типового учебного плана гимназии-колледжа искусств (при наличии I-IV классов с изучением учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства) учитываются общие требования к обязательной и к максимальной допустимой учебной нагрузке на одного учащегося в неделю по классам, к общему количеству учебных часов в неделю на каждый из I-IV классов, финансируемому из республиканского и (или) местных бюджетов на проведение учебных занятий (занятий): обязательная учебная нагрузка в неделю на одного учащегося по классам составляет: 20 учебных часов в I классе, 23 учебных часа во II классе, 26 учебных часов в III классе, 26 учебных часов в IV классе; максимальная допустимая учебная нагрузка в неделю на одного учащегося составляет: 22 учебных часа в I классе, 24 учебных часа во II классе, 26 учебных часов в III классе, 26 учебных часов в IV классе; общее количество учебных часов в неделю на каждый из I-IV классов, финансируемое из республиканского и (или) местных бюджетов на проведение учебных занятий (занятий) составляет: 24 учебных часа в I классе, 26 учебных часов во II классе, 27 учебных часов в III классе, 27 учебных часов в IV классе.

5.8. Учебная программа по учебному предмету должна содержать следующие обязательные структурные элементы:

пояснительную записку, в которой описываются назначение, цели и задачи изучения учебного предмета, ценностные ориентиры его содержания при освоении учащимися содержания соответствующей образовательной программы общего среднего образования, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания;

содержание учебного предмета, время, отведенное на изучение отдельных тем (разделов);

основные требования к результатам учебной деятельности учащихся, которые определяются в предметно-деятельностной форме с учетом специфики учебного предмета и формируемых компетенций.

Учебная программа по учебному предмету может содержать тематическое планирование; нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по этому учебному предмету; описание научно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; перечень учебных изданий, средств обучения и воспитания.

5.9. Учебная программа факультативных занятий должна содержать:

пояснительную записку, в которой описываются назначение, цели и задачи факультативных занятий, ценностные ориентиры их содержания при освоении учащимися содержания соответствующей образовательной программы общего среднего образования, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания;

содержание факультативных занятий;

основные требования к результатам освоения содержания факультативных занятий;

тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся на факультативных занятиях;

перечень учебных и иных изданий, средств обучения и воспитания.

Учебная программа факультативных занятий может включать описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

6. Требования к организации образовательного процесса при реализации образовательной программы начального образования

6.1. Общие требования к образовательному процессу при реализации образовательной программы начального образования

К общим требованиям к образовательному процессу при реализации образовательной программы начального образования относятся: обеспечение качества образования;

обеспечение преемственности и непрерывности образовательной программы дошкольного образования и образовательной программы начального образования;

последовательность реализации содержания образовательной программы начального образования и образовательной программы базового образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, состояния их здоровья;

обеспечение равенства белорусского и русского языков;

реализация компетентностного подхода;

соблюдение принципов системности и единства педагогических требований;

соответствие форм и методов обучения и воспитания целям начального образования;

соблюдение установленных законодательством в сфере общего среднего образования продолжительности учебного года и каникул, сроков и форм аттестации;

 требований к максимальному объему учебной нагрузки учащихся, результатам освоения содержания образовательной программы начального образования, а также норм оценки результатов учебной деятельности по учебным предметам;

охрана здоровья учащихся, соблюдение специфических санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов;

создание условий для активизации самостоятельной учебной деятельности учащихся, удовлетворения их индивидуальных

образовательных запросов, развития творческих способностей, включение учащихся в различные виды социально значимой деятельности;

создание безопасных условий организации образовательного процесса.

6.2. Особенности организации образовательного процесса при реализации образовательной программы начального образования

Обучение и воспитание на I ступени общего среднего образования является качественно новым этапом для формирования и развитии успешной личности и направлено на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие учащегося, создание основы для самостоятельной учебной деятельности, успешной социальной адаптации, развития творческих способностей, установки на самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья учащегося.

Приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность последующего образования учащегося, развитие его личностных качеств и сохранения индивидуальности.

С целью формирования системы первоначальных представлений о природе, обществе, человеке содержание учебных предметов, определенных настоящим Стандартом для обязательного изучения при освоении содержания образовательной программы начального образования, должно носить интегративный характер.

6.3. Основные требования к организации образовательного процесса при изучении учебных предметов

6.3.1. На протяжении первых 20 учебных дней в сентябре учащиеся I класса изучают учебные предметы «Введение в школьную жизнь», «Музыка» и «Физическая культура и здоровье» (за исключением учащихся специализированных по спорту классов, учащихся средних школ-училищ олимпийского резерва). На изучение учебного предмета «Введение в школьную жизнь» отводится в учебный день три учебных занятия, содержание которых составляет комплекс игр и упражнений развивающего характера, направленных на физиологическую и социально-психологическую адаптацию учащихся к учебной деятельности и новой социальной ситуации развития – системы взаимодействия «учащийся – учитель», «учащийся – учащийся», «учитель – класс».

В ходе образовательного процесса при изучении учебных предметов «Введение в школьную жизнь», «Музыка» и «Физическая культура и здоровье выявляется уровень готовности каждого учащегося к обучению, его социальный опыт, особенности психофизиологического развития, способности и склонности для учета при переходе на предметное обучение и создания образовательной среды, способствующей его индивидуальному развитию.

6.3.2. При реализации образовательной программы начального образования в I классе на изучение языка обучения и воспитания отводится 75 процентов от количества учебных часов, предназначенных для изучения белорусского и русского языков, с целью опережающего изучения языка обучения и воспитания. Начиная со II класса, на изучение учебных предметов «Беларуская мова» и «Русский язык», «Літаратурнае чытанне» и «Литературное чтение» выделяется одинаковое количество учебных часов.

6.3.3. Учебные предметы «Язык национального меньшинства» и «Литература национального меньшинства» реализуют цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности учащегося, а также в усвоении содержания изучаемых учебных предметов.

6.3.4. Систематическому изучению государственных языков Республики Беларусь, белорусской литературы, русской литературы предшествует обучение учащихся базовым навыкам чтения и письма как видам речевой деятельности в рамках учебного предмета «Навучанне грамаце» («Обучение грамоте»). При этом в I классе, в котором обучение и воспитание осуществляется на белорусском языке, обучение базовым навыкам чтения и письма на белорусском языке осуществляется при изучении учебного предмета «Навучанне грамаце», обучение устной речи на русском языке – при изучении учебного предмета «Русский язык».

Обучение базовым навыкам чтения и письма на русском языке начинается со II класса при изучении учебных предметов «Русский язык» и «Литературное чтение». В I классе, в котором обучение и воспитание осуществляется на русском языке, обучение первоначальному чтению и письму на русском языке осуществляется при изучении учебного предмета «Обучение грамоте», обучение устной речи на белорусском языке – при изучении учебного предмета «Беларуская мова». Обучение базовым навыкам чтения и письма на белорусском языке начинается со II класса при изучении учебных предметов «Беларуская мова» и «Літаратурнае чытанне».

В образовательном процессе в III и IV классах при освоении содержания учебных предметов «Беларуская мова», «Літаратурнае чытанне», «Русский язык», «Литературное чтение» используются единые учебно-методические комплексы по названным учебным предметам как для учреждений общего среднего образования, в которых обучение и воспитание осуществляются на белорусском языке, так и для учреждений общего среднего образования, в которых обучение и воспитание осуществляются на русском языке или на языке национального меньшинства.

6.3.5. С III класса начинается изучение учебного предмета «Иностранный язык». Обязательный для изучения иностранный язык определяется учредителем учреждения общего среднего образования с учетом потребности государства и возможностей учреждения образования.

Образовательный процесс при изучении учебного предмета «Иностранный язык» осуществляется в группах, на которые делится класс, в условиях, приближенных к реальному общению.

6.3.6. Первичное освоение навыков применения простейших приемов мыслительной деятельности и познания (анализ, синтез, аналогия, обобщение, абстрагирование, конкретизация и иные) осуществляется при изучении учебного предмета «Математика».

Средствами данного учебного предмета учащиеся не только учатся точно выполнять разнообразные предписания, но и осваивают общие приемы поисковой деятельности, прогнозирования и оценки своих учебных действий, что содействует успешному освоению содержания иных учебных предметов.

С учетом специфики начального образования необходима согласованность в обучении математике с иными компонентами начального образования: развитием речи, выработкой навыков чтения и письма, формированием представлений об окружающем мире и эстетического вкуса, физическим развитием.

Для стимулирования учебной деятельности учащихся по овладению ими элементами организации умственной деятельности: ставить цели, искать пути для их достижения, планировать последовательность учебных действий, анализировать различные варианты, оценивать возможные последствия и результаты, целесообразно использовать в образовательном процессе специальные обучающие игры, в основе которых заложены математические идеи, учебно-наглядные пособия, иные материальные объекты, а также систему учебно-познавательных и учебно-практических задач.

6.3.7. Формирование первоначальных знаний о природе, обществе и человеке, основ экологической культуры и здорового образа жизни, гражданское воспитание учащихся осуществляется при освоении содержания учебного предмета «Человек и мир». Составной частью учебного предмета «Человек и мир» является содержательный блок «Мая Радзіма – Беларусь», изучение которого осуществляется в IV классе на белорусском языке.

6.3.8. В образовательном процессе первостепенное значение придается:

наблюдениям в природе, практическим работам, демонстрационным и лабораторным опытам, экологическому моделированию и прогнозированию, решению ситуативных задач, а также посильной практической деятельности по охране природы;

соблюдению правил и норм здорового образа жизни при освоении содержательного компонента;

экскурсиям по населенному пункту, в котором проживают учащиеся, в краеведческий музей;

работе с картами, составлению сообщений о знаменитых исторических личностях и деятелях культуры, описаний по исторической иллюстрации;

организации коллективной деятельности.

6.3.9. В образовательном процессе при освоении содержания учебного предмета «Изобразительное искусство» доминирует художественно-творческая деятельность (рисование, лепка, выполнение работ по декоративно-прикладному искусству и дизайну), на основе которой развиваются образное мышление, фантазия, воображение, мыслительная деятельность, интуиция, а также пространственные и цветовые представления, чувство меры, ритма, симметрии и асимметрии, пропорций, композиционного равновесия. Создание ассоциативно-образной среды на учебных занятиях посредством взаимосвязи разных видов искусства способствует выработке у учащегося собственного взгляда на мир, стремления к творческому преобразованию окружающей действительности и своего внутреннего мира.

6.3.10. Освоение музыкального искусства при изучении учебного предмета «Музыка» осуществляется посредством последовательного овладения музыкальными знаниями, слушательскими и исполнительскими умениями, приобретения опыта самостоятельной музыкально-творческой деятельности. Целесообразно использовать в образовательном процессе литературные произведения и произведения изобразительного искусства, знакомить учащихся с народными праздниками, музыкальной культурой региона, что способствует формированию познавательных интересов, развитию ассоциативно-образного мышления и творческих способностей учащихся.

6.3.11. Формирование технологической грамотности учащихся как основы технологической культуры осуществляется при изучении учебного предмета «Трудовое обучение» посредством освоения технологии изготовления изделий по образцу, эскизу, рисунку, схеме, простейшему чертежу, словесному описанию, собственному замыслу в интеграции с содержанием учебных предметов «Математика», «Изобразительное искусство», «Человек и мир», «Беларуская мова», «Русский язык», «Літаратурнае чытанне», «Литературное чтение».

При ознакомлении учащихся с наиболее распространенными народными ремеслами (вытинанка, флористика, соломоплетение, вязание крючком, вышивка) необходимо учитывать национальные и региональные особенности социокультурного наследия (наличие художественных промыслов: соломоплетения, инкрустации соломкой, ткачества, вышивки, росписи, флористики, керамики и иных), использовать доступные для освоения учащимися соответствующего класса приемы работы при изготовлении изделий в технике ремесел.

На учебных занятиях осуществляется пропедевтика профессионального самоопределения учащихся в целях первоначального знакомства с различными видами социально значимой деятельности, личностными качествами, необходимыми для успешного ее осуществления, и формирования профессиональных предпочтений в соответствии со своими склонностями и интересами.

6.3.12. Формирование навыков здорового, физически активного образа жизни с учетом возрастно-половых особенностей учащихся обеспечивается при изучении учебного предмета «Физическая культура и здоровье», а также на занятиях «Час здоровья и спорта», факультативных занятиях физкультурно-спортивной направленности. В целях формирования физической культуры учащихся и их оздоровления, воспитания ответственного отношения к собственному здоровью как к общественной ценности, совершенствования двигательной активности в образовательном процессе доминируют игровые виды деятельности.

6.3.13. Воспитание у учащихся ответственного отношения к личной и общественной безопасности, к собственному здоровью как к ценности, формирование опыта безопасного поведения, умений и навыков защиты и самозащиты от опасных и вредных факторов различного характера осуществляется при освоении содержания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Оно включает четыре взаимосвязанных раздела «Личная и коллективная безопасность», «Защита от чрезвычайных ситуаций», «Окружающая среда и безопасность», «Здоровый образ жизни», учебный материал которых является важнейшим объектом изучения в целостной системе подготовки подрастающего поколения к безопасной жизнедеятельности.

Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на I ступени общего среднего образования начинается со II класса. Учебный материал, обязательный для изучения, представлен системой понятий, определений, правил, которые составляют теоретическую базу (основу) для формирования у учащихся опыта безопасного поведения в окружающей среде. На учебных занятиях при реализации образовательной программы начального образования первостепенное значение придается вопросам, имеющим практическое значение в повседневной жизни или в процессе становления человека как личности безопасного типа, отработке практических навыков, рациональных действий в сложившихся опасных ситуациях.

Образовательный процесс проектируется с учетом педагогических принципов: минимизации теоретических сведений в зависимости от их значимости для практики; непрерывности обучения со II по IV классы; постепенного увеличения информационной и воспитательной нагрузки учащихся с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным учебным предметам в каждом классе.

На учебных занятиях целесообразно использовать такой метод познания, как моделирование ситуаций, в которых могут оказаться учащиеся. Моделирование ситуаций (создание и исследование моделей реальной жизни), решение ситуационных задач позволяют учащимся адекватно воспринимать окружающий мир, распознавать опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их проявления правильно действовать.

Собственная активная деятельность учащегося является главным условием постижения основ безопасной жизнедеятельности, развития и совершенствования личностных качеств, необходимых для обеспечения безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

6.3.14. Требования к организации образовательного процесса при изучении учебных предметов «Язык национального меньшинства», «Литература национального меньшинства», учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств, устанавливаются учебными программами по этим учебным предметам.

6.3.15. Факультативные занятия целесообразно использовать для активизации познавательной деятельности учащихся, их интеллектуального, нравственного, эстетического, физического развития.

7. Требования к результатам освоения содержания образовательной программы начального образования

7.1. Требования к результатам освоения содержания образовательной программы начального образования устанавливаются в соответствии с целями и ожидаемыми результатами начального образования.

7.2. Требования к результатам освоения содержания образовательной программы начального образования подразделяются на личностные, метапредметные и предметные.

7.3. Личностные результаты освоения содержания образовательной программы начального образования отражают особенности развития личности учащегося и выражаются в том, что учащийся: имеет представления о нравственных понятиях (добро, сострадание, терпение, уважение, дружба, честность); проявляет гуманное отношение к окружающему миру; осознает свою принадлежность к белорусскому народу и проявляет уважение к государственным символам Республики Беларусь; имеет ценностные представления о семье, проявляет уважительное отношение к членам семьи;

понимает личную ответственность за свои поступки; имеет начальные представления о правах ребенка; проявляет толерантность в межличностных взаимоотношениях; проявляет интерес к миру науки, культуры и искусства; принимает установки на самостоятельность; осознает социальную роль учащегося;  понимает значение труда в жизни человека;  стремится к успешной учебной деятельности и проявляет к ней положительное отношение; бережно относится к окружающей среде; понимает важность безопасного и здорового образа жизни; соблюдает режим дня и проявляет желание заниматься физической культурой, посильным физическим трудом; осознает необходимость рациональной организации свободного времени.

7.4. Метапредметные результаты освоения содержания образовательной программы начального образования отражают готовность учащегося к познавательной деятельности, освоение универсальных учебных действий и межпредметных понятий и выражаются в том, что учащийся:

владеет базовыми общеучебными умениями и навыками;

осуществляет мыслительную деятельность на соответствующем возрастным особенностям уровне (анализ, синтез, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей, выявление закономерностей);

умеет применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира;

проявляет познавательную активность, осуществляет поиск решения учебной задачи и интерпретирует полученные результаты;

понимает основы научной картины мира;

умеет слушать, понимать собеседника, вести диалог, участвовать в совместной деятельности; соблюдает речевой этикет;

прислушивается к чужому мнению, высказывает свое; умеет формировать собственные суждения; понимает точку зрения собеседника, согласовывает свои действия с учетом позиции другого;

владеет умениями и навыками общения в устной и письменной форме;

владеет навыками осознанного чтения, пересказывает прочитанное;

в сотрудничестве с учителем и самостоятельно использует справочную литературу, электронные средства обучения, инструменты и приборы для решения учебных и познавательных задач; понимает и сопоставляет информацию, представленную в виде текста, рисунка, схемы, таблицы;

принимает учебную задачу как цель, следует ей в учебной деятельности;

планирует свои действия, определяет их алгоритм и следует ему;

осуществляет оценку своей деятельности, задумывается над причинами личной успешности или неуспешности в учебной деятельности, обнаруживает свои ошибки и исправляет их, корректирует работу по ходу ее выполнения;

проявляет волевое усилие к преодолению препятствий; умеет регулировать свои эмоциональные состояния;

умеет определять наиболее рациональные способы решения проблемной задачи; проявляет интерес к различным видам творческой учебной деятельности и к освоению окружающего мира.

7.5. Предметные результаты освоения содержания образовательной программы начального образования выражаются в том, что учащийся:

7.5.1. По учебному предмету «Беларуская мова»: имеет начальные представления о языке как национальной культурной ценности, как средстве национального самоопределения, уважительно относится к языку; владеет начальными представлениями о белорусском языке как одном из государственных языков Республики Беларусь, использует

белорусский язык для осуществления коммуникации в социальной среде;

владеет графическими и каллиграфическими навыками;

владеет изученными нормами белорусского языка (орфоэпическими, орфографическими, лексическими, грамматическими), стремится к сохранению языковой нормы в речи;

применяет знания о свойствах и функциях языковых единиц для решения учебных задач;

использует сформированные языковые и речевые умения и навыки для осуществления речевой деятельности;

владеет правилами белорусского речевого этикета, уместно употребляет этикетные слова и выражения в соответствии с речевой ситуацией;

способен анализировать ситуацию речевого общения, определять условия и цели речевого общения, выбирать речевые средства

для осуществления коммуникации, сохранять культуру речевого поведения;

способен осуществлять речевую деятельность (слушание, чтение, говорение, письмо) для выполнения учебных, познавательных,

практических и коммуникативных задач.

7.5.2. По учебному предмету «Літаратурнае чытанне»:

правильно, осознанно и четко читает текст вслух с соблюдением интонации предложения, пауз, нужного тона и темпа, передает ритм при чтении стихотворения, читает про себя;

четко читает наизусть стихи;

умеет работать с художественной книгой (ориентируется в книге по названию, оглавлению, предисловию, послесловию, рисункам; находит в содержании сборника произведений фамилию автора, название нужного

произведения и страницу);

умеет работать с текстом литературного произведения (определяет действующих лиц, называет главного героя, определяет его поступки, анализирует их причины, выражает свое отношение к поступку героя, выделяет художественно-образные слова, определяет смысловые части и содержание каждой части, передает сюжет по плану);

отличает на практическом уровне малые формы устного народного творчества (пословица, загадка, песенки, потешки);

приводит примеры рассказа, сказки, стихотворения из числа изученных произведений;

осуществляет литературно-художественную деятельность в соответствии с учебной задачей;

пользуется услугами библиотеки: выбирает книги для чтения на определенную тему, конкретного автора;

знает фамилии знаменитых белорусских писателей, произведения которых изучались на учебных занятиях.

7.5.3. По учебному предмету «Русский язык»:

имеет начальные представления о языке как о средстве общения, принятых правилах культуры речевого поведения и общения,

диалогической и монологической речи;

владеет начальными представлениями о русском языке как одном из государственных языков Республики Беларусь;

владеет различными видами речевой деятельности (чтение, письмо,

говорение, слушание);

умеет строить речевые высказывания в устной и письменной форме с учетом задач и ситуации общения;

владеет графическими и каллиграфическими навыками;

владеет изученными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) и правилами речевого этикета;

применяет орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; проверят написанное; выделяет, сравнивает, классифицирует, характеризует различные языковые единицы: звуки, буквы, части слов, части речи, предложение, текст.

7.5.4. По учебному предмету «Литературное чтение»:

читает текст вслух осознанно, правильно и выразительно в соответствии с нормами литературного произношения и в темпе, который не препятствует пониманию прочитанного; читает текст молча (про себя); читает выразительно наизусть программные произведения;

умеет работать с детской книгой (ориентируется в книге по информации на обложке, титульном листе, по оглавлению, иллюстрациям, предисловию, послесловию; находит в оглавлении книги-сборника фамилию автора, название нужного произведения и страницу); со справочной литературой (словарями, справочниками, детскими энциклопедиями), материалами периодической печати;

умеет работать с текстом произведения: определяет тему, называет и оценивает поступки героев и их мотивы, характеризует героев, выявляет авторскую точку зрения и высказывает свое отношение к поступкам, героям, событиям, объясняет главную мысль произведения, делит текст на смысловые части, составляет его план, подробно, выборочно и кратко пересказывает произведение по плану;

выполняет творческие работы в связи с прочитанным произведением и в соответствии с учебной творческой задачей;

приводит примеры и различает жанры устного народного творчества  (загадка, скороговорка, пословица, песня (колыбельная, шуточная, обрядовая), небылица, сказка (о животных, волшебная, бытовая), легенда, сказание, былина) и жанры авторской литературы (литературная сказка, рассказ, легенда, повесть, повесть-сказка, стихотворение, басня) из круга детского чтения;

различает основные элементы книги (обложка, титульный лист, предисловие или введение, послесловие, оглавление, иллюстрация), виды книг (художественные, научно-познавательные, справочные, учебные);

пользуется услугами библиотеки: выбирает книги для самостоятельного чтения по теме и жанру, авторской принадлежности;

знает фамилии известных детских писателей, чьи произведения изучались в рамках учебной программы.

7.5.5. По учебному предмету «Иностранный язык»:

владеет начальными представлениями о языке как о средстве общения, о стране изучаемого языка, о принятых правилах культуры речевого поведения и общения;

владеет начальными нормами иностранного языка (фонетическими, лексическими, грамматическими) и правилами речевого этикета;

владеет алфавитом изучаемого иностранного языка, основными буквосочетаниями; звуко-буквенными соответствиями, знаками транскрипции, основными правилами чтения и умением применять их при чтении;

владеет графическими, каллиграфическими и орфографическими навыками письма;

владеет разными видами иноязычной речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, аудирование);

умеет (в объеме изученного) находить, выделять, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные языковые единицы: звуки, буквы, части слов, части речи, предложение, текст;

умеет контролировать свои речевые действия, проверять написанное.

7.5.6. По учебному предмету «Математика»:

устно и письменно выполняет арифметические действия и проверяет результаты вычислений разными способами;

выполняет арифметические действия над числами в пределах 1 000 000 (устные и письменные вычисления), проверку результатов вычислений;

находит значения числовых выражений на основе правил порядка выполнения действий, использует изученные свойства арифметических действий при вычислениях;

решает текстовые задачи, выполняет проверку решения;

распознает, строит изученные геометрические фигуры;

измеряет длины отрезков и площадей фигур, решает текстовые задачи с геометрическим содержанием;

сравнивает величины, определяет числовые значения величин с помощью измерений и вычислений, выражает числовые значения

величин в различных единицах измерения, выполняет арифметические действия над числовыми значениями величин;

определяет значения выражений с одной переменной при заданных значениях переменной;

решает уравнения на основе взаимосвязи между компонентами и результатом арифметического действия;

подбирает значения переменной, при которых неравенства становятся верными;

использует таблицы, схемы, диаграммы для представления числовой информации;

строит рассуждения с использованием изученной математической терминологии.

7.5.7. По учебному предмету «Человек и мир»:

имеет элементарные представления об основных компонентах неживой и живой природы, объясняет существующие в природе взаимосвязи между объектами природы;

соблюдает экологически обусловленные нормы и правила природоохранного поведения в быту и природе;

руководствуется правилами здорового образа жизни, личной и общественной гигиены, соблюдает доступные способы здоровьесберегающего и безопасного поведения;

владеет нормами и правилами культуросообразного поведения в окружающей и социальной среде, правилами человеческого общежития,

применяет их в повседневной жизни;

владеет доступными способами изучения природы (распознает, наблюдает, сравнивает, классифицирует объекты живой и неживой природы);

имеет первоначальные представления о регионе проживания и достопримечательностях родного края, стране и памятниках историко-культурного наследия Беларуси, государстве Республика Беларусь и государственной символике, знаменитых исторических личностях и деятелях культуры; умеет коротко их характеризовать (в объеме содержания изученного учебного материала).

7.5.8. По учебному предмету «Изобразительное искусство»:

проявляет эстетическое отношение к действительности, искусству, явлениям художественной культуры;

владеет начальными представлениями о роли изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна в жизни человека и общества;

владеет начальными представлениями о выразительных средствах пластических искусств;

умеет определять общий характер выразительности произведений искусства разных видов и жанров (с применением изученной искусствоведческой терминологии);

владеет начальными умениями и навыками изобразительной деятельности (грамотное композиционное и колористическое решение в соответствии с замыслом, передача пространственных планов с учетом законов перспективы, моделировка формы и объема предметов тоном и цветом, реалистичная передача пропорций и конструкции изображаемых предметов);

умеет применять в художественно-творческой деятельности приемы декоративно-прикладной и конструкторско-дизайнерской деятельности, оптимальные способы лепки;

умеет создавать художественные образы в соответствии с творческим замыслом в различных художественных техниках (моделирование из бумаги, лепка из пластилина, аппликация, мозаика, коллаж, вытинанка, иные).

7.5.9. По учебному предмету «Музыка»:

эмоционально и осознанно воспринимает музыку, выражает свое отношение к музыке;

характеризует музыкальные произведения с точки зрения использованных средств музыкальной выразительности, способов развития, формы;

определяет жанровую основу музыкального произведения;

различает музыку народную и композиторскую;

отличает музыкальные языки народов мира;

определяет на слух знакомые музыкальные произведения, узнает на слух шедевры отечественного и мирового музыкального искусства;

выразительно поет;

выразительно музицирует на простейших музыкальных инструментах и при помощи «звучащих жестов»;

выражает собственный творческий замысел в различных видах музыкально-художественной деятельности;

исполняет Государственный гимн Республики Беларусь, правильно ведет себя при его официальном исполнении.

7.5.10. По учебному предмету «Трудовое обучение»:

следует правилам безопасности труда, рациональной организации рабочего места и личной гигиены; бережного отношения к инструментам и приспособлениям, предметам быта; экономного расходования материалов; трудовой и технологической дисциплины, индивидуального и коллективного труда;

имеет представление об основных требованиях к изделиям; эскизе и композиции изделия; видах ремесел (соломоплетение, флористика, вязание крючком, вышивка, вытинанка, лоскутное шитье); выращивании комнатных и декоративных растений; профессиях людей из ближайшего окружения; распознает (определяет) основные виды и свойства бумаги, картона, тканей, текстильных, природных, подручных материалов; способы их соединения и отделки;

характеризует (описывает) виды соединений (клеевое, щелевое, проволочное, скрепление пластилином, сшивание); виды ниток для шитья, вязания, вышивания; способы разметки бумаги и ткани; основные инструменты и приспособления для работы с бумагой, картоном, проволокой, текстильными, природными материалами (назначение и правила использования);

читает и понимает простые графические изображения (эскизы, схемы, чертежи), инструкционные и технологические карты, мотивы и схемы узоров;

разрабатывает в общем виде последовательность изготовления изделия; эскизы изготавливаемых изделий;

осуществляет (выполняет) планирование работы и организацию своего рабочего места, выбор материалов, инструментов и приспособлений; технологические операции по разметке, обработке деталей из бумаги, ткани, подручных и природных материалов; сборку деталей в готовое изделие, его отделку и украшение; изготовление изделий по образцу, эскизу, рисунку, схеме, технологической карте, собственному замыслу; моделирование и конструирование из готовых форм природных и подручных материалов; уход за одеждой и обувью, комнатными и цветочно-декоративными растениями; мелкий ремонт книг;

самоконтроль и самооценку процесса и результата трудовой деятельности.

7.5.11. По учебному предмету «Физическая культура и здоровье»:

относится к собственному здоровью как к ценности;

владеет навыками здорового физически активного образа жизни;

владеет доступными в младшем школьном возрасте физкультурными знаниями;

владеет жизненно важными двигательными умениями, навыками, способами деятельности;

умеет организовывать игровую деятельность и участвовать в ней;

умеет использовать знания по физической культуре, сформированные двигательные умения и навыки в повседневной жизни, во время организованных и самостоятельных игр и физкультурных занятий;

ощущает потребность в регулярной физкультурно-оздоровительной и спортивной активности;

определяет и характеризует травмоопасные ситуации;

контролирует свою двигательную деятельность.

7.5.12. По учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»:

имеет элементарные представления об основах безопасности жизнедеятельности;

распознает на практическом уровне опасные и чрезвычайные ситуации в окружающей среде (в учреждении образования, домашних условиях, транспортных средствах, местах большого скопления людей, на дорогах, во дворе, в природе, на водоемах и около них) по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

владеет элементарными нормами и правилами безопасного поведения в ближайшем окружении: в доме, во дворе, в учреждениях образования, на водоемах и около них в разное время года, в природных условиях, при встрече с животными;

соблюдает правила в качестве пешехода и пассажира при участии в дорожном движении;

умеет действовать с учетом своих возможностей в случае обнаружения задымления;

владеет умениями самостоятельно эвакуироваться из общественных зданий при возникновении опасности;

умеет безопасно действовать при обнаружении боеприпасов;

руководствуется элементарными правилами безопасного пользования глобальной компьютерной сетью Интернет.

понимает важность и необходимость ведения здорового образа жизни;

знает об основах формирования здорового образа жизни;

различает на практическом уровне полезные и вредные привычки;

выполняет элементарные правила здорового образа жизни, личной и общественной гигиены;

соблюдает режим дня;

имеет элементарные представления о рациональном и сбалансированном питании, питьевом режиме;

владеет элементарными способами оказания первой помощи.

7.6. Предметные результаты по языку национального меньшинства, литературе национального меньшинства определяются учебными программами по учебным предметам «Язык национального меньшинства», «Литература национального меньшинства».

7.7. Предметные результаты по учебным предметам, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства, которые изучаются в учреждении общего среднего образования соответствующего вида при реализации образовательной программы начального образования, определяются учебными программами по этим учебным предметам

Разделы сайта