Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Образовательный стандарт базового образования (продолжение)

7. Требования к результатам освоения содержания образовательной программы базового образования

7.1. Требования к результатам освоения содержания образовательной программы базового образования устанавливаются в соответствии с целями и ожидаемыми результатами базового образования.

7.2. Требования к результатам освоения содержания образовательной программы базового образования подразделяются на личностные, метапредметные и предметные.

7.3. Личностные результаты освоения содержания образовательной программы базового образования отражают особенности развития личности учащегося и выражаются в том, что учащийся:

принимает и руководствуется нравственными ценностями; имеет сформированную целостную систему взглядов на мир;

осознает себя гражданином белорусского государства и общества, свою этническую принадлежность; проявляет уважение к национальному культурному наследию; осознает семью как личную ценность;

осознает значимость социально ответственного поведения; знает и принимает права человека;

проявляет межэтническую и межкультурную толерантность, уважение к чужому мнению;

способен к эстетическому восприятию окружающего мира;

демонстрирует устойчивый интерес к самостоятельной деятельности, саморазвитию, самопознанию;

имеет опыт участия в общественно полезном труде; понимает значимость образования для личностного развития и самоопределения;

проявляет готовность к выбору дальнейшей образовательной траектории в соответствии со своими возможностями, способностями и интересами;

проявляет ответственное отношение к охране окружающей среды и владеет навыками рационального природопользования; осознает ценность здорового образа жизни и систематически занимается физической культурой; умеет организовать свой социально-культурный досуг.

7.4. Метапредметные результаты освоения содержания образовательной программы базового образования отражают готовность учащегося к учебно-познавательной деятельности, освоение универсальных учебных действий и межпредметных понятий и выражаются в том, что учащийся:

имеет cформированные общеучебные умения и навыки, обеспечивающие способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (включая и организацию этого процесса), к эффективному решению различного рода жизненных задач, на основе которых формируются и развиваются его компетенции;

осуществляет приемы мыслительной деятельности на соответствующем возрастным особенностям уровне: умеет анализировать и синтезировать, оперировать понятиями, делать обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, классифицировать, строить логическое умозаключение и делать выводы;

владеет предметными знаниями, которые отражают сущностные связи и отношения между объектами и процессами действительности, умением использовать полученные знания на практике;

умеет организовывать познавательную деятельность; реализовывать познавательные интересы в ходе образовательного процесса, самостоятельной работы;

владеет основами изучаемых наук как средством осознанного восприятия и понимания научной картины мира;

налаживает сотрудничество и принимает участие в различных видах учебно-познавательной деятельности; умеет принимать участие и приходить к общему решению в коллективной деятельности; следует этическим и нравственным нормам общения и сотрудничества; способен грамотно и аргументированно излагать свои мысли письменно и устно; отстаивает и обосновывает свою точку зрения; умеет осознанно использовать речевые средства в целях коммуникации; сформированы навыки осознанного чтения текстов разных стилей и жанров;

умеет использовать различные источники информации в учебно-познавательных целях, выделять главное, существенные признаки понятий, работать с текстовой и графической информацией; рационально и безопасно использует информационные коммуникационные технологии в решении различного рода задач;

критически оценивает и интерпретирует информацию, содержащуюся в различных источниках;

умеет самостоятельно определять цели и задачи своей учебно-познавательной деятельности; демонстрирует устойчивый познавательный интерес к учебному материалу;

самостоятельно планирует пути решения задач, выбирая для этого наиболее эффективные способы; прогнозирует результаты;

контролирует, оценивает результаты и корректирует в случае неуспеха учебные цели и способы их достижения; оптимизирует результаты своей деятельности;

критически анализирует свои возможности и достижения, проводит коррекцию своей деятельности;

проявляет интерес к учебно-исследовательской и проектной деятельности, способность и готовность к самостоятельной творческой деятельности.

7.5. Предметные результаты освоения содержания образовательной программы базового образования выражаются в том, что учащийся:

7.5.1. По учебному предмету «Беларуская мова» при изучении на базовом уровне:

знает:

общие сведения о языке как знаковой системе и общественном явлении; основные языковые единицы, закономерности и правила их функционирования в речи; нормы современного белорусского языка (орфоэпические, лексические, фразеологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, орфографические, пунктуационные), основные качества культуры устной и письменной речи;

речеведческие понятия как основу формирования коммуникативных умений; основные признаки типов, стилей и жанров речи, основные правила эффективности речевого общения;

единицы с национально-культурным компонентом значения, социально-культурные стереотипы речевого поведения;

умеет:

правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами; правильно образовывать формы слов; правильно и уместно употреблять слова и фразеологизмы, составлять разные по структуре предложения и применять их в собственной устной и письменной речи;

распознавать (согласно изученным признакам) языковые единицы (фонетические, лексические, морфологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, речевые); находить в словах орфограммы, а в предложениях – смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания; правильно писать слова в соответствии с изученными орфографическими правилами, пунктуационно правильно оформлять предложения и текст; группировать языковые явления по определенным признакам; делать анализ и давать характеристику изученным языковым единицам (согласно присущим признакам);

адекватно воспринимать устную и письменную речь; создавать тексты разных типов, стилей и жанров, в том числе публичные выступления, используя в них соответствующие языковые средства;

находить в тексте содержательные и речевые ошибки и недочеты, исправлять их;

анализировать и использовать языковые единицы с национально- культурным компонентом для решения определенных коммуникативных задач; пользоваться культуроведческими сведениями и нормами социального поведения с целью обеспечения полноценной коммуникации;

правильно употреблять формы речевого этикета;

владеет:

литературными нормами современного белорусского языка (орфоэпическими, лексическими, фразеологическими, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими, орфографическими, фразеологическими) в устной и письменной речи;

культурой устной и письменной речи;

навыками создания текстов разной жанрово-стилистической принадлежности в устной и письменной формах в зависимости от целей и задач коммуникации; правилами эффективного речевого общения;

языком как системой сохранения и передачи ценностей культуры, как средством постижения отечественной и мировой культуры; нормами речевого этикета и правилами социального поведения, культурой межнационального общения.

По учебному предмету «Беларуская мова» при изучении на повышенном уровне:

знает:

общие сведения о языке, основные этапы его становления и развития, известных белорусских лингвистов; сведения о лингвистике  как части общечеловеческих гуманитарных знаний; нормы современного белорусского языка (орфоэпические, лексические, фразеологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические,  стилистические, орфографические, пунктуационные) с учетом их вариативности и качеств речи; основные языковые единицы, их изобразительно-выразительные возможности и стилистическое многообразие; средства и приемы речевой выразительности, стилистическую роль и текстообразующие возможности языковых средств белорусского языка;

речевые понятия, сферы и ситуации речевого общения, компоненты речевой ситуации, основные признаки и правила создания текстов разных типов, стилей и жанров; коммуникативные качества речи;

сведения о материальной и духовной культуре белорусского народа;

единицы с национально-культурным компонентом значения, социально- культурные стереотипы речевого поведения;

умеет:

анализировать и оценивать с прагматической и эстетической точек зрения различные языковые явления в процессе речевой деятельности;

пользоваться средствами языка с учетом их основных функций (познавательной, коммуникативной, эстетической);

осмысленно и четко понимать чужие письменные и устные высказывания (чтение, слушание), свободно и правильно передавать собственные мысли в устной и письменной форме (говорение, письмо), отбирать и использовать языковые средства разных уровней языковой системы в зависимости от целей и задач коммуникации;

составлять план, тезисы и конспект учебного текста, готовить рефераты, доклады, целенаправленные выписки, аналитические сообщения на основе самостоятельного изучения текста (по плану, предложенному учителем, а затем по собственному плану), творческие работы в жанре эссе, очерка, рассказа и иных; использовать богатые изобразительно-выразительные возможности языковых средств и их стилистическое многообразие при создании собственных устных и письменных высказываний разных типов, стилей и жанров;

совершенствовать и редактировать тексты, создавать собственные высказывания, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения;

осмысленно и мотивированно использовать риторические средства, адекватные цели и ситуации общения, создавать публичные выступления различных видов;

адекватно применять национально-маркированные единицы языка;

сохранять социальные нормы речевого поведения в различных ситуациях общения; пользоваться культуроведческими сведениями для обеспечения полноценной коммуникации;

владеет:

нормами современного белорусского языка (орфоэпическими, лексическими, фразеологическими, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими, стилистическими, орфографическими, фразеологического) с учетом их вариативности и качеств речи;

культурой устной и письменной речи;

навыками создания текстов разной жанрово-стилистической принадлежности (тезисы, конспект, реферат, доклад, эссе, очерк, сообщение и другие);

навыками ораторского мастерства;

языком как средством постижения национальной и мировой культуры, культурно-исторического и социального опыта человечества;

нормами социального поведения и речевого этикета, культурой межнационального общения.

7.5.2. По учебному предмету «Беларуская літаратура» при изучении на базовом уровне:

знает:

содержание произведений, предусмотренных для текстуального изучения, а также самостоятельно прочитанных произведений;

биографии, жизненный и творческий путь писателей, творчество которых изучается монографически;

специфику основных эстетических категорий – прекрасного, возвышенного, трагического, героического, комического и других, – необходимых для усвоения духовных, художественно-эстетических ценностей произведения;

особенности романтического, реалистического и модернистского типов художественного творчества;

особенности основных родов и жанров литературы;

основные этапы и закономерности развития белорусской литературы (от древних времен до начала XXI века) в соотнесении с развитием мировой литературы;

характерные особенности эпохи, которая отразилась в произведениях, типичное, конкретно-историческое, национальное и общечеловеческое в их содержании;

гражданскую позицию автора, связь его творчества с эпохой, жизнью общества;

художественную целостность произведения, функциональное идейно-эстетическое значение всех его структурных компонентов (темы, идеи, сюжета, композиции, образов, изобразительных средств языка);

основные теоретико-литературные понятия (стиль, направление, художественный образ, литературный характер, литературный тип, лирический герой, автор, замысел произведения, проблематика, пафос, род, жанр, жанровая форма и другие), необходимые для восприятия, усвоения, анализа и оценки художественных произведений;

основные жанровые и стилевые особенности художественных произведений, которые изучаются текстуально;

тексты, предложенные для заучивания наизусть;

умеет:

выразительно читать художественные произведения с учетом их родовой и жанровой специфики, выраженного автором пафоса или настроения;

воспринимать произведения на эмоционально-образном уровне в единстве идейного содержания и художественной формы;

давать самостоятельную оценку прочитанным произведениям и обосновывать ее;

воссоздавать художественные картины, созданные писателем;

определять основную проблематику произведения;

выявлять основные особенности стиля (творческой индивидуальности) писателя;

характеризовать героя произведения, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определять характерные родовые и жанровые, стилевые особенности изученных произведений;

выявлять взаимосвязь структурных частей произведения;

соотносить знания об исторической эпохе с событиями, отраженными в произведении;

соотносить конкретные явления белорусской литературы с основными эпохами и художественными направлениями (методами) мирового литературного процесса;

писать сочинения по изученным или самостоятельно прочитанным художественным произведениям;

готовить реферат, доклад с использованием литературоведческих источников;

писать отзыв, рецензию на самостоятельно прочитанную книгу, просмотренный фильм, спектакль;

владеет:

навыками обобщения, систематизации и сопоставления изученного, выявления отличительных черт характера героев, типичного в их поведении, отношении к жизни;

умениями и навыками устной и письменной речи, логического и богатого выражения мыслей, достаточным запасом речевых средств;

навыками сравнения литературных произведений с произведениями живописи, музыки, театра и другими;

различными видами литературно-творческой деятельности (написание сочинения, доклада, реферата, отзыва, рецензии);

навыками работы с научно-критической и справочной литературой по определенной теме (литературно-критические статьи, словари, справочники, энциклопедии, ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет).

По учебному предмету «Беларуская літаратура» при изучении на повышенном уровне:

знает:

содержание изученных и самостоятельно прочитанных произведений национальной классики и современной белорусской литературы;

отдельные произведения классической мировой литературы;

сведения о путях и главных этапах развития белорусской литературы во взаимосвязи с мировой;

биографии, жизненный и творческий путь белорусских и зарубежных писателей, творчество которых изучается монографически;

сведения о творческой истории наиболее значительных произведений белорусской и мировой литературы;

основные художественные направления (методы), литературные и стилевые течения;

характерные особенности исторической эпохи, которая отразилась в произведениях белорусской и мировой литературы;

сведения о наиболее существенных особенностях барокко, классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма, модернизма и специфику их развития в белорусской и мировой литературе;

обобщенные сведения о сущности искусства, его образность, понятия типичного, конкретно-исторического, национального и общечеловеческого значения произведений классической литературы;

специфику основных эстетических категорий и терминов (прекрасное – безобразное, возвышенное – низкое, трагическое  –комическое), необходимых для усвоения духовных, художественно- эстетических ценностей произведения;

особенности основных родов и жанров литературы;

основные способы выявления авторской позиции;

обобщенные сведения о стиле писателя;

художественную целостность произведения, функциональное идейно-эстетическое значение всех его структурных компонентов (темы, идеи, сюжета, композиции, образов, изобразительных средств языка);

основные понятия стихосложения (ритм, рифма, строфа, стихотворный размер);

основные теоретико-литературные понятия (стиль, направление, художественный образ, литературный характер, литературный тип, лирический герой, автор, замысел произведения, проблематика, пафос, род, жанр, жанровая форма и другие), необходимые для восприятия, усвоения, анализа и оценки художественных произведений;

основные жанровые и стилевые особенности художественных произведений, изучаемых текстуально;

сведения о литературе как социокультурном феномене, национально-культурную специфику белорусской литературы в единстве с мировой художественной культурой;

произведения, предложенные для художественного рассказывания и заучивания наизусть;

умеет:

выразительно читать художественные произведения с учетом их родовой и жанровой специфики, выраженного автором пафоса или настроения;

воспринимать произведения на эмоционально-образном уровне в единстве идейного содержания и художественной формы;

самостоятельно оценивать изученные произведения с учетом их художественной специфики и обосновывать эту оценку;

определять основную проблематику произведения;

выявлять основные особенности стиля (творческой индивидуальности) писателя;

характеризовать героя произведения, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определять характерные родовые и жанровые, стилевые особенности изученного произведения;

соотносить знания об исторической эпохе с событиями, отраженными в произведении;

соотносить конкретные явления белорусской литературы с основными эпохами и художественными направлениями (методами) мирового литературного процесса;

анализировать произведение в единстве содержания и формы, ставить его в культурологический контекст (рядом с произведениями музыки, живописи, скульптуры, театра, теле- и киноискусства);

готовить устный (или письменный) развернутый ответ на проблемный вопрос по изученному произведению, пользуясь литературоведческими, литературно-критическими источниками;

составлять план и конспект литературно-критической статьи;

использовать выдержки из критических работ при рассмотрении творчества писателя или при анализе литературного произведения;

писать сочинения по изученным или самостоятельно прочитанным художественным произведениям;

готовить реферат, доклад с использованием литературоведческих источников;

писать отзыв, рецензию на самостоятельно прочитанную книгу, просмотренный кинофильм, телепередачу, спектакль;

пользоваться культуроведческой информацией для нужд коммуникации;

владеет:

историко- и теоретико-литературными знаниями как инструментом углубленного анализа художественного произведения;

навыками обобщения, систематизации и сопоставления изученного, выявления отличительных черт характера героев, типичного в их поведении, отношении к жизни;

умениями и навыками устной и письменной речи, логического и богатого выражения мыслей, достаточным запасом речевых средств;

навыками сравнения литературных произведений с произведениями музыки, живописи, скульптуры, театра, теле- и киноискусства;

различными видами литературно-творческой деятельности (написание сочинения, доклада, реферата, отзыва, рецензии);

навыками работы с научно-критической и справочной литературой по определенной теме (литературно-критические статьи, словари, справочники, энциклопедии, ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет);

опытом художественно-творческого характера (художественные зарисовки, рассказы, очерки, эссе, стихотворения);

использует приобретенные знания и умения:

для личностного восприятия, усвоения и осмысления художественных текстов, формирования читательской культуры, литературного и эстетического вкуса;

освоения системы ценностных отношений к действительности, к людям, к себе, зафиксированной в произведениях белорусской и мировой литературы;

овладения основными видами речевой деятельности (устной, письменной, ситуационной);

приобретения опыта коммуникативной деятельности через осуществление диалога с текстом художественного произведения, его автором, другими читателями, единичным текстом и множеством контекстов;

осознания литературы как феномена культуры и национально-культурной специфики белорусской литературы;

овладения системой целостных операционных комплексов различных видов литературно-творческой деятельности.

7.5.3. По учебному предмету «Русский язык»:

знает:

основные сведения о системе русского языка на всех его уровнях (фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом),

правила функционирования языковых средств в речи, норм русского литературного языка (произносительных, речевых, морфологических, синтаксических, орфографических и пунктуационных); смысловые, морфологические и синтаксические особенности частей речи; основные способы словообразования; способы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание; строение простого и простого осложненного предложения; особенности строения сложных предложений, их типы и средства связи между частями; способы передачи чужой речи;

сведения о языке как системе сохранения и передачи культурных ценностей, как средстве постижения русской, национальной культуры в контексте общемировой; особенности речевого поведения и речевого этикета;

умеет:

правильно произносить слова, словосочетания; интонационно правильно оформлять предложения, части текста; толковать значения общеупотребительных слов, подбирать к ним синонимы, антонимы;

делить слова на морфемы, подбирать однокоренные слова, определять способ образования слов; правильно употреблять падежные формы именных частей речи, видо-временные формы глагола, формы зависимого слова при управлении; определять строение предложения, выделять грамматическую основу предложения; выделять смысловые связи между частями сложных предложений на основе связующих элементов;

пользоваться языком в разных видах речевой деятельности;

отличать тексты-повествования, тексты-описания, тексты-рассуждения; отличать тексты разных стилей и жанров речи;

ориентироваться в структуре текста, делить текст на части, устанавливать между ними связь, выделять главную и второстепенную информацию;

адекватно воспринимать и понимать информацию на слух и при чтении;

пересказывать содержание прочитанного или прослушанного текста, увиденного сюжета, создавать собственное высказывание в форме монолога или диалога; пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст; делать перевод с белорусского на русский язык текстов разных стилей; собирать и систематизировать материал для сочинения на определенную тему с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

создавать тексты (в том числе публичные выступления) разных типов, стилей и жанров, используя в них соответствующие речевые средства;

владеет:

современными литературными нормами (орфоэпическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими, орфографическими, пунктуационными) в устной и письменной речи; способами выражения мысли средствами языка при создании собственных текстов разных типов, стилей и жанров;

навыками речевого общения на репродуктивном (понимание информации на слух и при чтении) и продуктивном (создание собственных текстов разной жанрово-стилистической принадлежности в устной и письменной форме) уровнях; видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в разных сферах и ситуациях общения; видами публичных выступлений, соответствующими риторическими приемами и средствами;

языком как системой хранения и передачи культурных ценностей, как средством постижения русской, национальной культуры в контексте общемировой; правилами речевого поведения и речевого этикета в монологе и диалоге.

7.5.4. По учебному предмету «Русская литература»:

имеет представление:

об устном народном творчестве и о письменной литературе, их взаимосвязи;

особенностях художественного изображения, о литературе как словесном искусстве; о влиянии общественно-исторических событий на развитие литературы; о преемственных связях родной и русской литератур;

знает:

авторов, названия и содержание рекомендованных для изучения художественных произведений, их жанровую и родовую принадлежность, проблематику, основных героев, идейно-художественные особенности, их место и роль в литературном процессе своего времени и значение для современности; особенности исторического времени, отраженного в изучаемых эпических произведениях;

сведения по теории литературы;

тексты стихотворений, рекомендованные для заучивания наизусть;

умеет:

правильно, бегло, выразительно читать вслух произведения разных жанров;

художественно и выборочно пересказывать, цитировать текст, аргументированно оценивать изучаемое произведение;

различать эпические, лирические и драматические произведения, их жанры, методы; определять идейную направленность художественного произведения, его актуальность, позицию автора, национальный фактор и традиции;

определять лейтмотив лирического стихотворения, ритм, строфу, размер, своеобразие рифмы;

находить в изучаемом произведении изобразительно-выразительные средства художественной речи, элементы сюжета и композиции и определять их роль;

выявлять причинно-следственные связи между компонентами произведения;

передавать интонационно характеры персонажей при чтении по ролям;

давать устную и письменную характеристику героя изучаемого произведения; выявлять авторское отношение к героям; сопоставлять героев произведений;

отличать речь автора, повествователя и героев в произведении; анализировать произведения разных жанров в единстве формы и содержания;

составлять сложный и цитатный план;

писать сочинение по личным наблюдениям в жанрах рассказа, письма, дневника; писать сочинения по изученным литературным произведениям (характеристика героя, сопоставление героев, общая оценка произведения); писать отзывы о прочитанных произведениях и сочинения различных жанров на литературные темы;

сопоставлять произведения русской и родной литератур, выявляя их типологическую общность и национальное своеобразие;

соотносить художественное произведение с музыкой, живописью, кино, театральными постановками;

составлять планы, тезисы, конспекты статей учебника, устных выступлений и письменных работ на литературные темы;

пользоваться справочной и критической литературой, периодикой, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет;

применять литературные знания и умения для дальнейшего самообразования, а также в повседневной жизни.

7.5.5. По учебному предмету «Иностранный язык» при изучении на базовом уровне:

знает:

артикуляционные правила и нормы, основные интонационные модели изучаемого иностранного языка;

значения изученных лексических единиц и основные способы словообразования (словосложение и аффиксация);

грамматические явления продуктивного и рецептивного минимумов, правила их образования и употребления;

реалии культуры стран изучаемого языка в рамках предметно- тематического содержания учебной программы; нормы речевого и неречевого поведения в условиях межкультурного общения;

основные способы поиска необходимой информации в справочных источниках, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет;

основные вербальные и невербальные средства преодоления затруднений при общении (переспрос, уточнение; мимика, жесты).

умеет:

оформлять устные и письменные высказывания в соответствии с изученными фонетическими, лексическими и грамматическими нормами иностранного языка для решения коммуникативных задач в стандартных ситуациях общения;

понимать, извлекать информацию из частично адаптированных текстов с различной степенью точности, глубины и полноты при чтении и восприятии речи на слух;

представлять свою страну и ее культуру в типичных ситуациях иноязычной межкультурной коммуникации и осуществлять иноязычное речевое взаимодействие с учетом норм речевого и неречевого поведения;

использовать вербальные и невербальные средства для решения коммуникативных задач в условиях дефицита имеющихся речевых и языковых средств;

осуществлять самостоятельную учебно-познавательную деятельность по поиску, сбору и обобщению информации в справочных, в том числе иноязычных источниках, в глобальной компьютерной сети Интернет;

владеет:

фонетическими, лексическими и грамматическими нормами изучаемого иностранного языка, необходимыми для решения коммуникативных задач в стандартных ситуациях межкультурной коммуникации;

умениями построения речевых высказываний в устной и письменной форме, с высокой степенью репродуктивности, соблюдая

социокультурные нормы речевого поведения;

умениями восприятия и понимания (при чтении и на слух) частично адаптированных текстов;

социокультурными нормами речевого и неречевого этикета изучаемого иностранного языка, достаточными для осуществления межкультурного общения;

общеучебными и специальными умениями самостоятельной учебно-познавательной деятельности по овладению иностранным языком.

По учебному предмету «Иностранный язык» при изучении на повышенном уровне:

знает:

артикуляционные правила и нормы, основные интонационные модели изучаемого иностранного языка;

значения изученных лексических единиц (слов и наиболее частотных фразеологических сочетаний) и основные способы словообразования (аффиксация, словосложение) в пределах программных требований;

грамматические явления продуктивного и рецептивного минимумов и правила их функционирования в устной и письменной речи;

реалии культуры стран изучаемого языка в рамках предметно- тематического содержания учебной программы, правила речевого и неречевого поведения;

способы осуществления учебно-познавательной деятельности, в том числе поиска информации в справочных и иных иноязычных источниках, включая источники глобальной компьютерной сети Интернет;

основные вербальные и невербальные средства преодоления затруднений при общении (переспрос, уточнение; мимика, жесты);

умеет:

оформлять устные и письменные высказывания в соответствии с фонетическими, лексическими и грамматическими нормами изучаемого языка для решения коммуникативных задач в стандартных и нестандартных ситуациях общения;

понимать, извлекать информацию из аутентичных и частично адаптированных текстов с различной степенью точности, глубины и полноты при чтении и восприятии речи на слух и интерпретировать воспринимаемую информацию;

представлять свою страну и ее культуру в условиях иноязычной межкультурной коммуникации; осуществлять иноязычное речевое взаимодействие с учетом национально-культурных особенностей страны изучаемого языка;

использовать вербальные и невербальные средства для решения коммуникативных задач в условиях дефицита имеющихся речевых и языковых средств;

осуществлять самостоятельную учебно-познавательную деятельность, в том числе по поиску, сбору и обобщению информации в справочных и иных иноязычных источниках;

владеет:

фонетическими, лексическими и грамматическими нормами изучаемого иностранного языка, необходимыми для решения коммуникативных задач в стандартных и нестандартных ситуациях межкультурной коммуникации, в пределах установленных требований;

умениями построения речевых высказываний в устной и письменной форме с достаточной степенью самостоятельности и инициативности, соблюдая социокультурные нормы речевого поведения;

умениями восприятия и понимания (при чтении и на слух) аутентичных и частично адаптированных текстов;

умениями выявлять сходства и различия между родной и иными культурами;

общеучебными и специальными умениями самостоятельной учебно-познавательной деятельности по овладению иностранным языком.

7.5.6. По учебному предмету «Математика»:

имеет представление:

о/об математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений окружающего мира;

числе и числовых системах от натуральных чисел до действительных чисел;

основных изучаемых математических понятиях (выражение (числовое выражение, выражение с переменными), уравнение, неравенство, системы уравнений и неравенств, геометрическая фигура; функция, как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления;

основных функциях, в том числе арифметической и геометрической прогрессиях и их свойствах, множествах и операциях над ними, элементах комбинаторики и теории вероятностей;

понимает, что математика является формой описания и методом научного познания окружающего мира;

знает:

определения, свойства, правила, формулы, законы, алгоритмы, теоремы планиметрии;

основные приемы равносильных преобразований выражений, уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств;

основные свойства функций;

основные свойства и признаки геометрических фигур;

формулы нахождения площадей геометрических фигур (треугольника, параллелограмма, трапеции, круга и его частей, правильных многоугольников);

умеет:

точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, правильно применять понятия, классифицировать математические объекты, проводить логические обоснования и доказательства математических утверждений;

выполнять устные и письменные вычисления, включая округление и оценку результатов действий;

применять определения, формулы, законы, правила, свойства, теоремы;

переходить от одной формы записи чисел к другой;

применять свойства числовых неравенств для доказательства неравенств, оценки значений выражений, сравнения значений выражений;

пользоваться на практике различными величинами и переходить от одной единицы измерения к другой;

выполнять тождественные преобразования целых и дробно-линейных выражений; совместные действия с рациональными дробями;

решать линейные, квадратные и приводимые к ним уравнения и неравенства, некоторые виды дробно-рациональных уравнений;

рациональные неравенства методом интервалов; системы и совокупности рациональных неравенств; уравнения и неравенства, содержащие модули;

использовать при решении различных заданий координатную прямую и координатную плоскость, векторы;

строить графики функций, в том числе с помощью правил преобразований графиков функции, и использовать свойства функций, в том числе арифметической и геометрической прогрессий, при описании реальных процессов и для решения задач с помощью графических моделей;

решать задачи с помощью формул числа перестановок, размещений, сочетаний;

работать с математическим текстом, извлекая и интерпретируя информацию, представленную в различной форме (таблиц, диаграмм, графиков, схем, иных формах);

проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры;

выполнять геометрические построения с помощью циркуля и линейки, в том числе применять элементарные задачи на построение к решению геометрических задач на построение;

доказывать основные теоремы и выводить основные формулы планиметрии;

использовать геометрические величины при решении задач, применять основные свойства и признаки геометрических фигур при решении задач на доказательство и вычисление;

вычислять длины, площади и объемы реальных объектов;

владеет:

понятийным аппаратом математики;

вычислительными навыками во множестве рациональных чисел;

стандартными приемами выполнения тождественных преобразований целых и дробно-рациональных выражений; решения рациональных уравнений и неравенств, их систем;

знаниями о функции как важнейшей математической модели для описания разнообразных процессов;

методами доказательств и алгоритмами решения стандартных задач;

знаниями о плоских фигурах, их основных свойствах;

векторным и координатным методами решения задач;

навыками моделирования при решении текстовых задач, комбинаторных задач, практико-ориентированных задач;

математическими знаниями, умениями, навыками, способами деятельности, необходимыми при изучении других учебных предметов, для продолжения образования, применения математических знаний в повседневной жизни;

умением применять общие способы интеллектуальной деятельности, характерные для математики и являющиеся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер деятельности;

умением действовать в различных ситуациях, требующих математической грамотности:

умением анализировать проблему (получает, обрабатывает информацию, участвует в процессе, использует при необходимости эксперимент с помощью программных средств, осуществляет поиск примеров или контрпримеров, упрощает или конкретизирует ситуацию;

формулирует проблему, предлагает гипотезу, подтверждает правильный подход или принимает новый);

умением моделировать ситуацию (переводит на математический язык реальную ситуацию с помощью уравнений, неравенств, функций, геометрических фигур, графиков, распределения вероятностей, статистических инструментов; понимает, использует, развивает численное моделирование, выполняет задание по геометрическому моделированию с помощью программного обеспечения);

умением представлять ситуацию, выбирая средства (цифровые, алгебраические, геометрические), подходящие для работы с проблемой и представлением математического объекта, выполняет переход из одного вида представления к другому;

умением выполнять вычисления вручную или с помощью инструментов (калькулятор, программное обеспечение), использовать алгоритмы, преобразования, упрощения, проверять расчеты;

умением рассуждать и анализировать результаты (использует понятия элементарной логики, необходимые и достаточные условия, эквивалентность), чтобы аргументировать рассуждения; использовать различные типы рассуждений (анализ и синтез, метод от противного, индукции); делать выводы (индуктивные, дедуктивные), чтобы получить новые результаты, подтвердить или опровергнуть гипотезу, принимать решение; выполнять взаимные преобразования естественного и формального символического языков; разрабатывать правильную математическую аргументацию (в письменной или устной форме).

7.5.7. По учебному предмету «Информатика»:

знает:

правила работы в компьютерном классе; назначение растрового графического редактора; основные форматы графических файлов;

назначение текстового редактора; назначение и возможности программы для работы с компьютерными презентациями; единицы измерения информации; назначение программ-архиваторов; назначение операционной системы, файловой системы; понятие переменной и ее типа; арифметические операции; назначение векторного графического редактора; виды анимации; понятие электронной таблицы; структуру электронной таблицы; типы данных в электронной таблице; назначение табличного процессора;

возможности совместного использования цифровых устройств и компьютера; назначение программ-браузеров; назначение основных сервисов глобальной компьютерной сети Интернет; форматы видео и аудио, понятие компьютерного видеомонтажа; понятие модели, виды моделей, этапы компьютерного моделирования; виды вредоносного программного обеспечения и способы защиты от него; элементы электронного письма;

понятия алгоритма и исполнителя алгоритма, способы записи алгоритмов; логические операции; операции над множествами; структуру программы; алгоритмические конструкции «ветвление», «повторение»;

графические возможности языка программирования; понятие строковой переменной; операции со строковыми величинами;

умеет:

приводить примеры использования технических средств для работы с информацией; приводить примеры видов и носителей информации, информационных процессов; присваивать имена файлам и папкам;

использовать операции над фрагментами изображения в растровом графическом редакторе; сохранять изображение, открывать файл с изображением; использовать текстовый редактор для ввода и редактирования текста; использовать средства форматирования текста;

открывать и сохранять текстовые файлы, готовить документ к печати;

использовать возможности текстового редактора для работы с документами; готовить текстовый документ к печати;

просматривать веб-страницы; использовать электронную почту для регистрации на веб-сайтах; находить информацию в глобальной компьютерной сети Интернет с использованием составных запросов;

записывать арифметические операции и выражения; создавать и редактировать векторные изображения; создавать покадровую и автоматическую анимацию; записывать, редактировать и сохранять в различных форматах аудио- и видеофайлы, создавать простейшие видеофильмы; использовать справочную систему среды программирования; создавать архивный файл и извлекать файлы из архива;

составлять алгоритмы для компьютерного исполнителя «Чертежник»; использовать для работы онлайн сервисы; строить диаграммы; выполнять сортировку данных; определять истинность высказывания, формулировать логические высказывания с использованием логических операций; определять принадлежность элемента множеству, выполнять операции над множествами; создавать и исследовать простейшие компьютерные информационные модели;

осуществляет следующие способы деятельности:

 работать с мышью и клавиатурой; запускать программы и завершать их работу на компьютере; создавать и редактировать изображения в растровом графическом редакторе; копировать, вырезать и вставлять фрагменты текста;

создавать, отправлять, получать, сохранять, пересылать электронные письма, прикреплять к электронным письмам файлы; создавать, открывать, редактировать, сохранять и демонстрировать презентацию с элементами мультимедиа; выполнять типовые операции с файлами и папками; осуществлять поиск информации в глобальной сети Интернет;

составлять и записывать алгоритмы с использованием конструкций «следование», «ветвление» и «повторение» для исполнителя «Робот» на языке программирования; составлять и записывать алгоритмы с использованием конструкций «следование», «ветвление» и «повторение» на языке программирования для работы с числовыми величинами и графикой; составлять и записывать алгоритмы с использованием конструкций «следование», «ветвление» и «повторение» на языке программирования для работы со строковыми величинами;

обрабатывать данные в электронных таблицах с использованием относительных и абсолютных ссылок, формул, стандартных функций.

7.5.8. По учебному предмету «Человек и мир»:

имеет представление:

о/об объектах Солнечной системы, их происхождении, основных компонентах природы Земли, естественных науках и способах познания природы;

суточном и годовом вращениях Земли и их географических следствиях;

путешествиях в древности и современных исследованиях Земли;

составе и основных свойствах оболочек Земли;

минералах и горных породах как полезных ископаемых и способах их добычи;

почвообразующих породах и основных свойствах почв;

природе как среде обитания живых организмов и человека;

умеет:

привести доказательства о шарообразности Земли;

наблюдать за живой и неживой природой;

видеть и понимать окружающий мир и ориентироваться на местности;

показывать на картах и глобусе тропики, полярные круги, экватор, пояса освещенности и объяснять причины их образования;

определять основные свойства горных пород, воды и различать разные виды полезных ископаемых;

объяснять причины перехода воды из одного состояния в другое, образование ветра и атмосферных осадков, общую схему круговорота воды в природе;

приводить примеры использования энергии ветра человеком, воды и необходимости ее экономии;

объяснять образование почвы и необходимости ее охраны, природы Земли в целом;

владеет:

навыками работы с содержанием карт;

навыками проведения простейших измерений и экспериментов;

навыками определения фаз Луны;

навыками ведения календаря природы.

7.5.9. По учебному предмету «История Беларуси»:

знает:

основные события истории Беларуси с древнейших времен до начала XXI века, их даты;

определения изученных понятий;

имена исторических деятелей, деятелей культуры Беларуси и результаты их деятельности в разные периоды развития общества;

достижения культуры на территории Беларуси с древнейших времен до начала XXI века;

умеет:

определять хронологическую последовательность изученных исторических событий, их продолжительность;

соотносить даты исторических событий со столетием;

правильно использовать изученные исторические понятия;

использовать историческую карту как источник информации об исторических событиях, явлениях;

работать с текстом учебного пособия;

выделять главное в тексте параграфа, составлять развернутый план пункта параграфа или ответа на конкретный вопрос;

задавать вопросы к тексту параграфа, иллюстрации;

находить в тексте параграфа ответы на поставленные вопросы;

интерпретировать и обобщать информацию параграфа, формулировать выводы;

под руководством учителя обобщать, систематизировать и классифицировать исторические факты, формулировать на этой основе выводы;

работать с различными формами предъявления информации (текст параграфа, схема, картасхема, исторический документ и другие), находить информацию и использовать ее для решения учебных задач;

устанавливать и объяснять причинно-следственные связи между историческими событиями, явлениями на основании анализа текста;

читать фрагменты исторических документов, использовать их для характеристики изученных исторических фактов и явлений;

использовать иллюстрации как источник информации для характеристики исторических событий, явлений, лиц;

использовать различные источники информации (справочники, детские энциклопедии, глобальную компьютерную сеть Интернет и

другие) для подготовки сообщений об исторических событиях, исторических личностях, достижениях культуры Беларуси в изученный период;

сравнивать исторические события и явления по самостоятельно выбранным критериям; выявлять общее и особенное, формулировать выводы;

давать оценку изученным историческим событиям и явлениям, деятельности исторических личностей, достижениям материальной и духовной культуры Беларуси в изученный период с точки зрения общечеловеческих ценностей (с опорой на памятку);

использует приобретенные знания и умения:

для решения учебных задач;

объяснения исторического контекста при чтении художественной литературы, просмотре фильмов, посещении исторических достопримечательностей и иной деятельности;

определения его отношения к наиболее значимым событиям и историческим личностям истории Беларуси с древнейших времен до начала XXI века.

7.5.10. По учебному предмету «Всемирная история»:

знает:

периодизацию всемирной истории с древнейших времен до наших дней;

важнейшие события, явления и процессы всемирной истории и их датировку;

определения понятий;

имена исторических, научных и культурных деятелей всемирной истории, характер и результаты их деятельности;

важнейшие достижения в развитии науки и техники, культуры человечества в целом и отдельных цивилизаций с древнейших времен до наших дней;

умеет:

определять хронологическую последовательность изученных исторических событий, их протяженность;

соотносить даты исторических событий с периодом всемирной истории;

синхронизировать исторические события, происходившие в различных регионах мира с древнейших времен до наших дней;

правильно использовать изученные исторические понятия;

работать с текстом учебного издания; выделять главное в тексте параграфа, составлять развернутый план пункта параграфа; задавать вопросы к тексту параграфа, иллюстрации; находить в тексте параграфа ответы на поставленные вопросы;

локализовывать на исторической карте важнейшие события, показывать границы и их изменения крупнейших государств мира;

выделять основные признаки исторических понятий и под руководством учителя формулировать определения этих понятий;

давать характеристику историческим событиям и явлениям, историческим деятелям, памятникам культуры, политическому и социально-экономическому развитию мировых цивилизаций;

осуществлять сравнение изученных исторических событий и явлений по самостоятельно выбранным критериям; выявлять общее и особенное, формулировать выводы;

работать с разными формами представления информации (текстовой, визуальной, схематической, картографической), использовать ее при характеристике изученных исторических фактов;

использовать различные источники информации (справочники, энциклопедии, ресурсы глобальной сети Интернет и другие) для подготовки сообщений о важнейших событиях, исторических личностях, достижениях мировой культуры;

устанавливать и объяснять причинно-следственные связи между историческими событиями, явлениями, процессами;

анализировать фрагменты исторических источников, использовать их для характеристики изученных исторических фактов, определять и аргументировать свое отношение к информации, содержащейся в них;

определять художественный стиль по описанию или изображению памятника искусства и архитектуры; давать описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала;

давать оценку изученным историческим событиям и явлениям, деятельности исторических личностей, достижениям материальной и духовной культуры с точки зрения общечеловеческих ценностей;

использует приобретенные знания и умения для:

решения учебных задач;

понимания сущности современных общественных явлений, объяснения исторического контекста окружающей действительности (при чтении художественной литературы, просмотре фильмов, посещении исторических достопримечательностей и в других видах деятельности);

определения своего отношения к наиболее значительным историческим событиям и историческим личностям всемирной истории;

оценки исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей, достижения культуры с точки зрения общечеловеческих ценностей.

7.5.11. По учебному предмету «Обществоведение»:

знает:

базовые обществоведческие понятия;

содержание и значение основных социальных норм и способов регулирования общественных отношений;

основные сферы человеческой деятельности, структуру деятельности и многообразие ее видов;

значение социального взаимодействия для поддержания целостности общества;

источники и нормы права, основы правового статуса личности, права человека в глобальной компьютерной сети Интернет;

основные международные акты о правах и свободах человека;

систему органов государственной власти Республики Беларусь;

понимает:

значение роли культуры и ее различных видов в жизни человека и общества;

правила безопасного общения в глобальной компьютерной сети Интернет;

умеет:

характеризовать:

особенности поведения и общения человека в зависимости от его личностных характеристик;

проявления биологического, психологического и социального в человеке;

структуру и типы мировоззрения, роль мировоззрения в жизни личности и общества;

конструктивные способы проявления индивидуальности;

функции общения, семьи (на примере собственной), культуры;

экономику семьи, структуру семейного бюджета;

статус и роль в группе;

признаки и функции права;

структуру Конституции Республики Беларусь;

основные права, свободы и обязанности граждан в Республике Беларусь;

права ребенка и особенности правоспособности, дееспособности и правовой ответственности несовершеннолетних в Республике Беларусь;

жанры медиатекстов и способы воздействия создателей медиатекстов на аудиторию;

объяснять и конкретизировать примерами:

принципы эмоционально-волевой сферы личности в регуляции деятельности;

способы предупреждения и пути конструктивного преодоления внутриличностных, межличностных конфликтов, стереотипов в восприятии;

условия и пути самореализации личности;

проявления духовности в человеке; национальной специфики в культуре белорусского народа;

золотое правило нравственности;

основные виды способностей и способы их развития, ценностей и их роль в жизни человека, потребностей человека, деятельности человека и их роль в жизни человека;

основные типы взаимодействия и способы воздействия людей друг на друга;

формы общения и межличностных отношений, культурного обмена;

основные характеристики белорусского государства;

особенности различных видов культур (духовной и материальной культур);

достижения национальной культуры белорусов;

проявления национального и общечеловеческого в культуре;

влияние открытий и изобретений на жизнь человека и развитие общества, информационных революций на жизнь человека и общества;

достоверность информации в масс-медиа;

приватность и конфиденциальность в виртуальном мире;

выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и иные связи изучаемых явлений и процессов (характер и темперамент;

свобода, выбор и ответственность; задатки и способности; истина, добро и красота; потребность и деятельность; права и обязанности гражданина Республики Беларусь; право на свободу и ограничения, установленные правовыми нормами;

адекватно воспринимать, анализировать и давать оценку медиатекстам;

использует приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для проектирования путей самопознания и самовоспитания, личностного самоопределения в выборе дальнейшего образовательного пути с учетом своих интересов и способностей, потребностей общества и государства;

формирования целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для учащихся по возрасту;

формирования основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Республики Беларусь, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами;

формулирования собственных оценочных суждений о социальных явлениях и процессах на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;

определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений,

адекватных возрасту обучающихся; при характеристике социальных параметров личности; оценке собственных поступков, своего отношения к другим людям, для конструктивного разрешения межличностных конфликтов;

успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина в пределах своей дееспособности; конструктивного взаимодействия с людьми различных национальностей и вероисповеданий, с государственными органами и институтами гражданского общества.

7.5.12. По учебному предмету «География»:

знает:

основные понятия и термины физической и социально-экономической географии;

природные и социально-экономические процессы;

закономерности взаимодействия между обществом и природной средой;

причины и следствия природных и общественных явлений и процессов;

общие и отличительные особенности природы материков, стран, хозяйства стран;

комплексную географическую характеристику развития хозяйства, страны, региона;

особенности устойчивого развития отдельных стран, Республики Беларусь;

умеет:

свободно ориентироваться по карте, находить важнейшие географические объекты, центры;

определять физико-географическое и экономико-географическое положение страны и других географических объектов;

составлять сравнительную физико-географическую, социально- экономическую характеристики страны, региона;

решать географические задачи с использованием географической информации и статистических данных, представленных в разных видах;

устанавливать связь географической информации с пространственно-территориальными объектами, ориентирами на карте;

объяснять причины и следствия природных и общественных явлений и процессов;

использовать географическую информацию в личном общении; владеть критериями объективной оценки процессов, происходящих в природе и обществе, и способами предметной аргументации результатов наблюдений;

обладать сформированными взглядами на происходящие в природе и обществе процессы.

7.5.13. По учебному предмету «Биология»:

имеет представление:

о/об царствах живых организмов;

свойствах и признаках живых организмов;

клеточном строении организмов;

особенностях строения и функционирования организмов разных царств;

видах живых организмов, связях организмов разных видов в экосистемах;

цепях питания;

роли живых организмов в природе и жизни человека;

знает:

о роли биологии в практической деятельности людей и самого учащегося;

отличительные признаки организмов наиболее крупных систематических групп;

наиболее распространенные растения и животных своей местности:

культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

о роли различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

особенности строения и функционирования организма человека;

основные правила: поведения в природе и основы здорового образа жизни; работы в кабинете биологии и соблюдение их; работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы) и соблюдение их;

умеет:

проводить наблюдения за объектами живой природы и состоянием собственного организма;

сравнивать биологические объекты;

делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

ставить простейшие биологические опыты и эксперименты;

описывать и объяснять результаты опытов;

наблюдать за: ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе;

рассматривать микропрепараты и описывать их;

анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека на экосистемы, влияние собственных поступков на живые организмы и

экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации:

находить в тексте учебного издания отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

приводить доказательства: взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;

различать: на таблицах, рисунках органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы растений и животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные дикие и культурные растения, диких и домашних животных; съедобные и ядовитые грибы;

опасных для человека растений и животных;

владеет:

методами изучения живой природы (наблюдение, описание, опыт, эксперимент, моделирование);

приемами оказания первой помощи при: отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

правилами поведения в окружающей среде;

практическими навыками размножения и выращивания культурных и комнатных растений, ухода за ними.

7.5.14. По учебному предмету «Физика»:

имеет представление:

о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;

научных методах познания;

закономерной связи и познаваемости явлений природы, физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных, световых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи;

границах применимости законов классической механики;

рациональном использовании природных ресурсов, о загрязнении окружающей среды как следствии несовершенства машин и механизмов;

понимает:

основные идеи механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики (электричество и магнетизм), оптики;

экспериментальный характер физики и неизбежность погрешностей любых измерений;

физические основы и принципы действия машин и механизмов, бытовых приборов;

целесообразность использования достижений физики и технологий в развитии техники и для рационального природопользования;

владеет:

понятийным аппаратом и символьным языком физики;

умеет:

проводить простые экспериментальные и проектные исследования с использованием современных измерительных приборов;

описывать природные явления и способы их использования в технике и быту;

применять законы физики для описания процессов (явлений) на качественном уровне;

интерпретировать данные, получаемые из графиков, таблиц, схем, диаграмм и иных средств информации;

решать качественные, графические, расчетные задачи, задачи- оценки;

составлять план проектного исследования, осуществлять поиск необходимой информации, используя различные источники, в том числе глобальную компьютерную сеть Интернет, проводить необходимый эксперимент, формулировать выводы.

7.5.15. По учебному предмету «Химия»:

имеет представление:

о химии как науке, о веществах и их превращениях; о месте и роли химии в системе естественных наук;

методах рациональной деятельности в мире веществ и химических превращений на основе знаний о свойствах важнейших веществ, окружающих человека в повседневной жизни, природе, промышленности;

знает:

основные химические понятия, их определения; важнейшие химические законы и закономерности, их формулировки, химические формулы изученных соединений; тип химической связи;

признаки и условия протекания химических реакций; способы получения кислорода и водорода в лаборатории; физические и химические свойства кислотных и основных оксидов, кислот, оснований и солей;

способы получения оксидов, кислот, оснований, солей;

умеет:

определять состав вещества по химической формуле; валентность химических элементов в бинарных соединениях по формуле;

принадлежность вещества к определенному классу неорганических соединений по формуле; тип химической связи между атомами металла и неметалла, между атомами неметаллов с различными значениями электроотрицательности; степень окисления атома в соединении по химической формуле вещества; вещество-окислитель и вещество-восстановитель по уравнению окислительно-восстановительной реакции;

валентность кислотного остатка; растворимость веществ в воде по таблице растворимости; неорганические соединения (экспериментально по качественным реакциям);

составлять молекулярную формулу неорганического соединения по названию вещества, валентности химических элементов по формуле вещества; названию кислотного остатка; уравнения химических реакций;

схемы заполнения электронами электронных слоев атомов химических элементов первых трех периодов периодической системы; уравнения реакций, характеризующие химические свойства неорганических веществ;

характеризовать физические и химические свойства соединений различных классов; взаимосвязь между классами неорганических соединений; химические элементы по положению в периодической системе и строению атомов; закономерности изменения свойств химических элементов и образуемых ими соединений (простых веществ, оксидов, гидроксидов) в периодах и А-группах периодической системы;

растворимость веществ в воде; физические и химические свойства изученных соединений; причины коррозии железа и возможности ее предупреждения;

объяснять отличия физических и химических явлений; условия горения и способы прекращения горения; физический смысл атомного номера, номера периода и номера группы (для А-групп); физический смысл периодического закона; закономерности изменения свойств атомов химических элементов для атомов элементов первых трех периодов и А-групп; электропроводность растворов электролитов; причины жесткости воды и способы ее устранения;

обращаться с веществами, химической посудой, лабораторным оборудованием, нагревательными приборами;

проводить математические вычисления при решении расчетных задач; химический эксперимент;

анализировать учебную информацию; применять полученные знания в целях продолжения образования и самообразования, опыта безопасного использования веществ и материалов в повседневной деятельности, обеспечения культуры здорового образа жизни и подготовки к полноценной жизни в обществе;

владеет:

языком химии;

умениями наблюдать химические явления и анализировать результаты наблюдений; осуществлять расчеты на основе химических формул веществ и химических уравнений.

7.5.16. По учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)»:

имеет представление:

о/об происхождении искусства;

роли и месте искусства в жизни человека, семьи, общества;

роли и месте художника в мире художественной культуры;

тематическом и жанрово-видовом многообразии искусства;

основных средствах художественной выразительности;

особенностях развития искусства разных эпох и исторических периодов (первобытных времен, Древнего Египта, Древнего Востока, Античности, Средних веков, Возрождения, XVII-XVIII веков и других периодов);

особенностях развития национальной культуры;

знает:

основные темы, жанры и виды искусства;

содержание основных понятий в области художественной культуры;

произведения искусства как культурные доминанты изучаемых эпох и исторических периодов;

основные средства художественной выразительности;

особенности воплощения средств художественной выразительности в разных видах искусства;

особенности воплощения средств художественной выразительности в рамках изучаемых эпох и исторических периодов;

умеет:

узнавать наиболее известные произведения искусства и их авторов;

определять тему произведения искусства;

дифференцировать художественное произведение по видам и жанрам;

высказывать и обосновывать свое отношение к произведению искусства;

выявлять ассоциативные связи художественного произведения с жизнедеятельностью человека, окружающим миром;

выделять характерные элементы художественных произведений разных видов и жанров;

соотносить произведение искусства с изучаемой эпохой, историческим периодом;

определять в художественном произведении проявления национального характера;

воплощать художественный образ в различных видах художественно-творческой деятельности;

владеет:

навыками анализа художественного произведения; навыками поиска и критического отбора искусствоведческой информации в источниках различного типа.

7.5.17. По учебному предмету «Трудовое обучение» (технический труд):

знает:

на уровне представления:

назначение и оснащение столярной и слесарной мастерских;

общие сведения о лесной, деревообрабатывающей и металлообрабатывающей промышленности, процессе получения древесины, металлов и сплавов;

строение и породы древесины, виды пиломатериалов, листовых древесных материалов, металлов и сплавов;

виды тонколистового металла, сортового проката и композиционных материалов;

виды типовых деталей, машин и механизмов; виды ремонтных работ в быту;

свойства древесины, металлов, сплавов, композиционных материалов;

виды ручной и механической обработки древесины и металлов, ручного и электрифицированного инструмента, оборудования (технологических машин) и приспособлений для выполнения технологических операций;

графическую и технологическую документацию на изделие;

на уровне понимания:

сущность понятия производственного процесса и его составляющих;

сущность технологических операций, способы и приемы их выполнения;

требования к качеству материалов и изделий; назначение и принцип работы ручного и электрифицированного инструмента, оборудования (технологических машин) и приспособлений для выполнения технологических операций;

правила безопасного поведения при работе с материалами, инструментами и оборудованием;

умеет:

организовывать учебное место; экономно использовать материал;

соблюдать общие правила безопасного поведения в столярной и слесарной мастерских;

определять основные свойства древесины, металлов и сплавов;

различать черные, цветные металлы и сплавы; распознавать виды пиломатериалов, листовых древесных материалов, тонколистового металла и сортового проката;

читать и оформлять графическую документацию, разрабатывать технологическую документацию;

определять виды ручной и механической обработки древесины и металлов; выбирать заготовку для изделия;

определять и выполнять технологические операции; выбирать и пользоваться оборудованием, инструментами и приспособлениями при выполнении технологических операций;

выполнять простейшие ремонтные работы в быту;

владеет:

приемами использования различных источников информации для получения технических, графических, технологических, конструкторских и справочных сведений;

навыками организации учебного места для обработки конструкционных материалов;

приемами выполнения технологических операций по изготовлению изделий из конструкционных материалов;

безопасными приемами работы с оборудованием, инструментами, приспособлениями и материалами при выполнении технологических операций и ремонтных работ.

По учебному предмету «Трудовое обучение» (обслуживающий труд):

знает:

на уровне представления:

назначение и оснащение учебного кабинета для занятий кулинарией и швейным делом;

общие сведения о пищевой и текстильной промышленности, получении волокон и тканей;

ассортимент пищевых продуктов, блюд и напитков, текстильные материалы, жилую архитектуру, жилые помещения, декорирование интерьера;

особенности белорусской национальной кухни;

правила рационального питания, режим и нормы питания, правила составления меню, виды и правила сервировки стола;

на уровне понимания:

способы определения доброкачественности продуктов питания, требования к качеству готовых изделий и блюд, правила их подачи, требования к качеству изготовления швейных изделий;

классификацию волокон, ткацких переплетений, тканей и нетканых материалов, одежды, мебели, цветочно-декоративных растений, овощных культур;

приемы моделирования и конструирования швейных изделий;

свойства тканей и нетканых материалов;

сущность понятия производственного процесса и его составляющих, назначение и приемы выполнения технологических операций;

технологию приготовления блюд и напитков, технологическую последовательность изготовления швейных изделий, агротехнологию выращивания растений;

правила подбора и размещения мебели и текстиля в интерьере;

назначение, виды инструментов, приспособлений и оборудования для приготовления пищи, изготовления швейных изделий;

причины и способы устранения неполадок в работе швейной машины;

общие правила безопасного поведения;

умеет:

организовывать учебное место; экономно использовать материал;

соблюдать общие правила безопасного поведения на учебном месте;

выбирать доброкачественные продукты питания;

определять волокнистый состав и способы отделки тканей;

составлять графическую и технологическую документацию;

готовить блюда и напитки, выполнять технологические операции по изготовлению швейных изделий и уходу за ними, агротехнические мероприятия по выращиванию растений;

пользоваться инструментами, приспособлениями и оборудованием для приготовления блюд и напитков, изготовления швейных изделий, выращивания растений.

владеет:

приемами использования различных источников информации для получения технологических, конструкторских и справочных сведений;

безопасными приемами работы с инструментами, приспособлениями, оборудованием для приготовления пищи, изготовления швейных изделий, выращивания растений;

технологией приготовления блюд и напитков, изготовления швейных и декоративных изделий;

приемами выбора рациональных способов и средств ухода за изделиями, предметами интерьера; агротехнологией выращивания растений.

7.5.18. По учебному предмету «Черчение»:

знает:

правила построения чертежей по способу проецирования, требования Единой системы конструкторской документации по их оформлению;

условия выбора видов, сечений и разрезов на чертежах; порядок чтения чертежей в прямоугольных проекциях;

возможности применения компьютерных технологий;

умеет:

выбирать рациональные графические средства отображения информации о предметах;

выполнять чертежи и эскизы, состоящие из нескольких проекций, технические рисунки, другие изображения изделий;

производить анализ геометрической формы предмета по чертежу;

получать необходимые сведения об изделии по его изображению (читать чертеж);

применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием;

использовать приобретенные знания и умения в качестве средств графического языка в школьной практике и повседневной жизни, при продолжении образования и иной деятельности.

7.5.19. По учебному предмету «Физическая культура и здоровье»:

знает и понимает:

потребности в здоровом физически активном образе жизни, физкультурно-оздоровительной и спортивной активности;

ценность собственного здоровья и здоровья окружающих;

негативное влияние вредных привычек на состояние здоровья, физическое и умственное развитие, двигательные способности человека;

правила проведения организованных и самостоятельных занятий физическими упражнениями;

правила безопасного поведения во время физкультурных и спортивных занятий, при посещении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

методы самоконтроля при занятиях физической культурой и спортом;

индивидуальные показатели физического развития: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки;

нормы частоты сердечных сокращений и частоты дыхания в покое с учетом своего возраста и пола, допустимые нормы частоты сердечных сокращений во время физкультурных и спортивных занятий;

правила выполнения тестовых упражнений, правила самооценки развития основных физических качеств и уровня физической подготовленности, критерии измерения выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости;

правила регулирования величины физических нагрузок;

значение закаливания для здоровья, правила закаливания с помощью воздушных ванн и водных процедур в различные времена года;

гигиенические требования к спортивной одежде и обуви;

влияние физкультурных и спортивных занятий на физическое развитие;

влияние общей физической подготовки на физическую и умственную работоспособность учащегося;

формы и методы профилактики умственного перенапряжения средствами физической культуры;

влияние оптимального двигательного режима на динамику умственной работоспособности в течение учебного года;

духовные ценности олимпизма и олимпийского движения в мире и в Республике Беларусь, олимпийские идеалы, Олимпийская хартия — единый кодекс правил и условий проведения Олимпийских игр; олимпийскую символику и ее значение (олимпийский флаг, девиз, талисман), содержание церемоний открытия и закрытия Олимпийских игр (эстафета олимпийского огня, клятва спортсменов и судей, подъем олимпийского флага);

влияние олимпийских идеалов на формирование нравственных отношений учащихся к физическому и духовному самосовершенствованию;

знает и соблюдает:

требования здорового физически активного образа жизни;

оптимальный двигательный режим в учебные и выходные дни;

правила гигиены тела в различные времена года, во время и после физкультурных и спортивных занятий;

правила безопасного поведения при передвижении к месту занятий на открытом воздухе индивидуально и группами, во время учебных и самостоятельных физкультурных и спортивных занятий;

правила самостраховки и взаимостраховки при выполнении физических упражнений;

правила безопасного поведения при участии в физкультурно- оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях;

требования к подготовке мест занятий, безопасному использованию спортивного оборудования и инвентаря;

правила проведения подвижных и спортивных игр в различные времена года;

знает и умеет:

оказывать первую доврачебную помощь (самопомощь) пострадавшему при мелких травмах (ушибах, вывихах, обморожениях и других);

выполнять упражнения для профилактики стрессовых ситуаций, умственного утомления, сохранения зрения и правильной осанки;

измерять у себя частоту сердечных сокращений и частоту дыхания в покое и после дозированной нагрузки;

выполнять тестовые упражнения для определения уровня развития физических качеств, контрольные упражнения каждого раздела учебной программы;

технически правильно выполнять упражнения и комплексы из видов спорта, входящих в инвариантный и вариативный компоненты содержания учебной программы;

умеет использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни:

для соблюдения здорового образа жизни;

оказания первой доврачебной помощи при различных травмах;

участия в изученных спортивных и подвижных играх;

достижения индивидуально максимального результата в тестовых и  контрольных упражнениях.

7.5.20. По учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»:

знает:

правила дорожного движения в части касающейся пешехода, технические средства организации дорожного движения; основные причины возникновения пожаров в жилище и объектах хранения горючих веществ и материалов; правила безопасности дома, на улице, на природе и для предотвращения аварий и дорожно-транспортных происшествий;

правила безопасности в ситуациях, связанных с гидрологическими опасностями, ситуациями техногенного характера, правила безопасности при использовании маломерных судов;

умеет:

безопасно использовать отопительные устройства и электроприборы, соблюдать правила безопасности при купании и нахождении на водоемах, действовать с учетом своих возможностей при возникновении опасных природных явлений, пожаре или опасности его возникновения, действовать при обнаружении подозрительных предметов, применять основные приемы спасания людей, оказания им первой помощи;

способен:

видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, распознавать и оценивать различные опасные и чрезвычайные ситуации окружающей среды, устанавливать взаимосвязи между явлениями и опасностями, осуществлять безопасное поведение в разных жизненных ситуациях, самостоятельно эвакуироваться при возникновении опасности, оказывать первую помощь при травмах или утоплении;

осознает:

необходимость безопасного пользования компьютером и глобальной компьютерной сетью Интернет, возможные опасности природных явлений, необходимость адекватных безопасных действий и

взаимодействия со взрослыми в чрезвычайной ситуации; что наивысшая ценность общества – человек, его жизнь и здоровье, необходимость безопасного поведения при участии в дорожном движении, важность ведения здорового образа жизни, опасность конфликтного поведения, личную ответственность за распространение и употребление наркотических веществ;

владеет:

навыками личной гигиены, правилами безопасного поведения и способами защиты от чрезвычайных ситуаций и опасных животных, умениями самостоятельно вступать в контакт с любым собеседником, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, основами знаний об уголовной и административной ответственности за противоправное поведение, навыками безопасного пользования глобальной компьютерной сетью Интернет;

готов:

принимать решения, оценивать свое поведение, черты своего характера, свое физическое и эмоциональное состояние, соблюдать правила безопасного поведения на праздниках и массовых мероприятиях в учреждении образования и дома, различать полезные и вредные привычки, противостоять вовлечению в противоправную деятельность, определять нравственное и безопасное поведение, противостоять ложной и искаженной информации;

воспитан:

помогать окружающим и взаимодействовать с ними в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни, соблюдать правила безопасного поведения в транспорте общего пользования;

сформированы:

внимательность и осторожность, понимание ответственности за свои поступки, готовность соблюдать нормы и правила общения, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению, личная ответственность за нарушение правил безопасного поведения на дороге, понимание необходимость сбалансированного питания, ведения здорового образа жизни, соблюдения режима дня.

7.6. Предметные результаты по учебным предметам «Язык национального меньшинства», «Литература национального меньшинства» определяются учебными программами по этим учебным предметам.

7.7. Предметные результаты по учебным предметам, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства, определяются учебными программами по этим учебным предметам.

владеет:

навыками использования географических карт и атласов;

приемами оценки прогнозов социально-экономического развития стран и глобальных процессов мира;

навыками поиска статистических данных по демографическому развитию и мировому хозяйству для формирования практических навыков составления картографических схем, сравнения и установления

взаимосвязи между полученной информацией и территориальными объектами мира;

навыками использования географической информации о социально-экономических процессах, проблемах в регионах и странах мира;

навыками проектной деятельности, направленной на выполнение работ исследовательского характера, реализацию учебно-исследовательской деятельности по физической и социально- экономической географии, демографии, экологии, топонимике и охране окружающей среды и формирование универсальных навыков исследовательской деятельности.

Разделы сайта