Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

УМО классных руководителей

Памятка классному руководителю

Взаимодействие учреждения образования с семьеё. Организация родительских университетов

Гарантия и стимул развития учреждения общего среднего образования – практика открытого взаимодействия с родителями. В соответствии с положениями Кодекса Республики Беларусь об образовании субъектами образовательных отношений являются не только педагоги, но и родители или законные представители учащихся.

Учреждение общего среднего образования нуждается сегодня в активной деятельности родителей, в создании общественной родительской организации, которая может стать ее постоянным социальным партнером. Когда родители вовлечены в соуправление, они принимают на себя ответственность за результаты взаимодействия с учреждением общего среднего образования, в котором обучаются их дети.

Важным направлением  взаимодействия школы и родителей является работа педагогического коллектива по разработке и внедрению модели педагогического просвещения родителей.

Формы педагогического просвещения.

1.Родительский университет (педагогический лекторий) – форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей.

Темы родительского университета в учреждении общего среднего образования определяются по результатам анкетирования «Выявление мнения родителей об оказании педагогической поддержки, необходимого педагогического просвещения». Темы должны заинтересовать родителей, быть нестандартными, постоянно обновляться. Необходимо выходить на темы, которые остаются не замеченными и не осмысленными родителями, такие, например, как: «Умеете ли вы любить своего ребенка?», «Знаете ли (понимаете ли) вы своего ребенка?», «Один день из жизни ребенка в семье», «Роль отца в семейном воспитании» и др.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов

Формы проведения занятий:

традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте учреждения образования, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Дополнительно проводятся консультации для родителей в соответствии с установленным классным руководителем  графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.

Программа Родительского университета разработана в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка и является приложением № 4  Инструктивно-методическому письму «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году». Авторы программы: Мартынова Вера Васильевна, декан факультета социально-педагогических технологий БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент и Погодина Елена Константиновна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики БГПУ

2.Дни открытых дверей предоставляют возможность родителям непосредственно ознакомиться с условиями учебы детей в учреждении общего среднего образования, их возможностями получить развитие на различных дополнительных занятиях: факультативных занятиях, кружках, спортивных секциях, творческих коллективах и т.д. Планируя День открытых дверей, администрация определяет его тему (в зависимости от назревших проблем или решения насущных задач).

3.Родительские собрания являются продолжением родительского университета по изучению педагогических вопросов на уровне классов. Учителя начальных классов и классные руководители могут их организовать в форме творческих лабораторий, на которых можно использовать активные приемы взаимодействия с родителями, такие, например, как: психологическое упражнение «Я хочу…»; методика «Незавершенный тезис»; тренинги; обсуждение проблемных ситуаций, дискуссии, дебаты, круглый стол и др. Эти формы дают возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в самом классном коллективе, в учреждении общего среднего образования, в семье. Они играют  важную роль в просвещении родителей, т.к. предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют незамедлительных мер и оперативного решения.

3.Практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.

4.Открытые уроки проводятся с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.

5.Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения; моральные ценности семьи.

Индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей либо при возникновении проблем, которые часто носят конфиденциальный характер и требуют безотлагательного решения. В консультациях участвуют специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы. Родители получают на консультации реальные рекомендации по проблеме, которая их волнует. При подготовке к консультации педагоги беседуют с детьми, друзьями ребенка, коллегами, очень корректно выясняют причину конфликта, если он имеется. Проблема, выносимая на консультацию, рассматривается с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов, окружения. Во время консультации ни в коем случае не сравниваются родители и дети друг с другом, сохраняется доброжелательная атмосфера, осуществляется направленность на положительную перспективу.

  1. Деловые игры – форма коллективной творческой деятельности родителей по изучению уровня сформированности педагогических умений у взрослых. Примерными темами деловых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Сын (дочь) пришел из школы», «Вас пригласили в школу» и др. Методика деловой игры предусматривает объяснение ее назначения, определение темы и состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры, установку на их инициативу и творчество. При этом важно сначала проиграть несколько вариантов поведения участников ситуации, затем обсудить оптимальный выбор варианта действия для данной проблемы. Деловая игра позволяет не только рефлексивно оценить ту или иную модель поведения, но и дает интересный материал о жизни семьи: ее традициях, распределении внутрисемейных ролей, способах разрешения конфликтов. Особенно эффективно проведение деловой игры с участием учащихся, ведь иногда именно им присутствие всей семьи позволяет увидеть специфику взаимодействия взрослых и детей, которую не в состоянии выявить ни одна диагностическая методика.

ИНФОРМИРОВАНИЕ СРЕДСТВАМИ НАГЛЯДНОЙ АГИТАЦИИ

Эта форма просвещения родителей становится очень действенной, если информационные стенды для родителей имеют актуальное и эстетичное содержание, а также расположены в хорошо освещенном и удобном месте.

Таким образом, назначение просветительской и информационной работы с родителями заключается в том, чтобы привлечь в систему воспитания учащегося позитивные факторы семейного воспитания и полностью задействовать педагогический потенциал учреждения общего среднего образования, обеспечить их эффективное взаимовлияние. Результативность данной работы может проявляться в различных аспектах: в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании; в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в семье защищенным и находится ли в безопасности; в осознании родителем значимости своей роли родителя.

Вопросы для обсуждения.

  1. Какие из описанных выше форм работы с родителями можно использовать в условиях сельского учреждения образования?

  2.Какими формами можно дополнить формы родительских университетов, предложенные   Мартыновой Верой  Васильевной, Погодиной Еленой Константиновной?

Тема. Экологическое и экономическое воспитание

Вопросы для обсуждения

1. Формирование предпринимательских компетенций учащихся: зарубежный и отечественный опыт.

2. Формирование эколого-экономических компетенций школьников.

3.Ознакомление с рекомендациями «Бизнес-квест в обучении школьников».

4.Обсуждение ситуаций, объединенных темой «Экологическое и экономическое образование: опыт, проблемы, перспективы».

 Упражнение  “Найди лишнее”. Из перечня предложенных слов найти лишнее:

Кризис, инфляция, менеджер,  природа, акция, реклама, капитал, кредит, страховка.

Определение темы.

Теоретическая часть

а). Блок 1. Формирование предпринимательских компетенций учащихся.

Экономическое воспитание – это организованная педагогическая деятельность специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об экономике, о развитии производительных отношениях, о действующем хозяйственном механизме, у них идет формирование предпринимательских компетенций.

Работа по экономическому воспитанию учащихся включает в себя:

- беседы, диспуты, собрания, выставки;

- лекции о необходимости различного отношения к материальным ценностям;

- проведение викторин, семинаров;

- конкурсов за бережное отношение к книгам, учебникам.

Кроме того в системе экономического воспитания школьников большое значение имеют производственные экскурсии, встречи с представителями различных профессий.

Повышение эффективности экономического воспитания во внеурочное время в большей степени зависит от согласованных действий учреждения образования, семьи, общественности. Очевиден тот факт, что если воспитание в учреждении образования не подкрепляется участием родителей в данном процессе, то эффективность формирования тех или иных качеств резко снижается.

Задание 1. По мнению доктора философии Беверли Ноер Фельдмана, ценности, закладываемые с малолетства, приносят в дальнейшем большую отдачу. Ученый считает, что с детства следует воспитывать правильное отношение к деньгам. Он выдвигает шесть правил экономического воспитания детей:

1.           Учить бережливости.

2.           Давать детям карманные деньги.

3.           Привлекать к работе по дому.

4.           Не использовать деньги для подкупа и наказания.

5.           Не делать тайны из семейного финансового положения.

6.           Рассказывать детям о своей работе.

Дополните список правилами из собственной практики.

Задание 2. На основании теоретического материала сделайте вывод о необходимости  экономического воспитания школьников в сельском учреждении образования.

б) Блок 2. Формирование эколого-экономических компетенций школьников.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. 
Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

  Экологическое образование и воспитание должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.

  Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
В настоящее время стало совершенно понятно, что обучить школьника экологии только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы: занятия в объединениях по интересам, экскурсии в природу, внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, беседы, ролевые игры и другие мероприятия.

Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания обучающихся очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, городе, районе. Такие данные добывать и самим. Это особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.

Экологическое воспитание и образование необходимо для формирования подлинного человеческого отношения к природе, определения допустимой меры преобразования природы, выработки нормативов поведения, при соблюдении которых станет возможным дальнейшее существование и развитие человека на нашей планете.

Задание1. На основании теоретического материала, сделайте вывод о необходимости  экологического воспитания школьников.

Задание 2.  Ответьте на вопросы:

 Что такое с  Вашей точки зрения экологическое воспитание?

Назовите основную воспитательную задачу  экологического воспитания.

Какова сегодня роль экологии в воспитании детей?

 Ознакомление с рекомендациями «Бизнес-квест в обучении школьников».

Рекомендации.

Участники игры: квест-группы (возрастные команды) из 10-15 участников.

Роль координатора игры выполняет Правление.

Перед началом игры проводится общий сбор.

Игроки должны пройти все этапы квеста с помощью дорожной карты.

Возможные этапы игры-квеста:

пиар-компания,

бюждет семьи,

жилищно-коммунальное хозяйство,

предпринимательская деятельность,

банк,

модельное агенство.

В конце игры команды получают сертификаты. Победители награждаются дипломами, призами.

Обсуждение ситуаций, объединенных темой «Экологическое и экономическое образование: опыт, проблемы, перспективы».

Ситуация 1. «Обязанности козлят»

    Мама козлят пришла домой с работы, а дома беспорядок: обед не готов, посуда не вымыта, дрова не наколоты, огород не полит, да еще и козлята перессорились. «Я вчера и пол мыл, и воду носил, и обед готовил», – говорит один козленок. «А я это все позавчера делал», - перебивает его другой. «А я сегодня за водой ходил и капусту собирал», - вмешивается третий. «Все вы работали, а дома беспорядок», – удивляется мама.

Вопрос:

    Как помочь Козе разрешить спор и навести порядок в доме?

Ситуация 2. «Требуется звукорежиссер»

    Черепаха и Львенок услышали по радио объявление. Рекламному агентству «Радиобельчонок» требуется звукорежиссер, который владеет компьютером и имеет музыкальное образование. Черепаха и Львенок решили участвовать в конкурсе на эту должность: Черепаха хорошо пела, а Львенок умел работать на компьютере.

Вопросы:

    Кого из них примут на работу? Почему?

Ситуация 2. «Продается морковка»

Зайцы целую неделю продавали морковку по 10р  за 1 кг.  К концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал.

Вопрос:

Посоветуйте, что делать Зайцам?

Рефлексия  «Лестница успеха»

Нужно нарисовать  лестницу с долгосрочной целью, ступенькой ниже указать цель, предшествующую долгосрочной цели. Двигаясь вниз по лестнице,  создаётся план достижения долгосрочной цели.

Список использованных источников

1. Учебно-методическое письмо Министерства образования «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в общеобразовательных учреждениях на 2020/2021 учебный год» // Настаўніцкая газета.  –  01.08.2020.  – С.13 – 16.

2. Бизнес-квест. Областная деловая игра / Выхаванне і дадатковая адукацыя, 2018. – № 3.–  С.14-17.

3.Бедулина,Г.Ф. Формирование предпринимательских компетенций учащихся / Г.Ф. Бедулина // Выхаванне і дадатковая адукацыя, 2018. –       № 3.–  С.3-5.

4. Зубко, Т.В. Экология+ экономика / Т.В.Зубко // Выхаванне і дадатковая адукацыя, 2018. – № 3.–  С.6-13.

Разделы сайта