Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Страница 3. Работа с законными представителями

Сценарий тематического занятия в рамках реализации

республиканского проекта «Родительский университет»

(II ступень – «Мой ребенок – подросток»: VI-VII классы)

Тема. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребёнка

Форма проведения: семинар-практикум.

Задачи:

активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком;

организовать работу по просвещению родителей в вопросах развития и воспитания детей.

Оформление доски: Ребёнок – отражение своих родителей, их поступков, поведения, взглядов на мир.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Классный руководитель.

Здравствуйте, уважаемые родители! Я искренне рада видеть вас на занятии родительского университета! Родителей и педагогов связывает одна общая цель: воспитание детей, подрастающего поколения.

Чтобы определить тему занятия, ответьте на вопрос «Что надо сделать, чтобы наши дети выросли успешными, оправдали наши ожидания, стали достойными гражданами страны?» (ответы родителей)

Наше занятие мы посвятим вопросам воспитания детей в семье, роли семьи в формировании и развитии личности ребёнка. Итак, тема занятия родительского университета звучит «Семья как персональная микросреда жизни и развития ребёнка».

Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из далёкого прошлого до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Предлагаю выполнить задание «Ромашка» (продолжить пословицу):

Не красна изба углами, а ... красна пирогами.

Какого на дому,… такого и самому.

Дети не в тягость, а…  в радость.

Когда семья вместе, и … сердце на месте.

Семья сильна, когда крыша…  над ней одна.

Семья в куче, не страшна и … туча.

В гостях хорошо, а …дома лучше. 

Семья – это не только радость и счастье, но и огорчение, недопонимание, трудности. Мне очень хочется с вами обсудить вопросы семейного воспитания и проблемы в воспитании детей, возникающие на современном этапе у родителей.

Человек может приобрести различные профессии, но одной из главных профессий является профессия быть родителем. Стать родителем зачастую гораздо проще, чем состояться как родитель.

Необходимо задуматься над вопросом: каким вы хотите видеть вашего ребёнка через несколько лет, какую роль сыграет ваша семья в его становлении?

Воспитывая ребёнка, и учителя, и родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребёнком.  Народная мудрость гласит «Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево. Если ты думаешь на век вперед – воспитай человека».

Наше общение сегодня мы построим в виде 3 блоков: теоретический, практический, диагностический.

Теоретический блок

2. Лекция «Значение семьи в воспитании личности».

Насколько нравственными, добрыми, порядочными будут ваши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества, а нам с вами в этом обществе жить. И семья в воспитании человека играет главную роль. Как бы много мы не говорили о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как школа, средства массовой информации, улица.

Давайте посмотрим на социологические данные: влияние улицы – 10%. влияние школы – 20%, СМИ – 30%, семья – 40%. Таким образом, мы видим: семья является главным институтом воспитания.

Народная мудрость гласит: «Что посеешь, то и пожнешь!» Семья является благодатной почвой, где наше маленькое семечко начинает прорастать и расти.  В семье ребенок получает новые знания об окружающем мире, здесь формируются начальные критерии оценки добра, истины, красоты. Другими словами начинается процесс воспитания. Именно в семье ребенок первоначально узнает о правилах поведения, которые затем превратятся в нравственные чувства и привычки.

Для ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние.

Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

Задание. Продолжите фразы:

Если дети живут в обстановке критики, они учатся … критиковать и осуждать других людей.

Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть … злыми, учатся драться.

Если дети живут среди насмешек, они становятся … нерешительными и излишне скромными.

Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место…  чувству вины.

Если дети живут в семье, где царит любовь, доброта, терпение, мудрость, честность, милосердие, то они становятся … опорой и поддержкой, самым драгоценным богатством для своих родителей.

А.С. Макаренко говорил: «Наши дети – это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной».

Вопрос. Должны ли быть в семье свои обязанности у каждого ребенка?

У каждого ребёнка в семье должны быть свои обязанности. Маленький ребенок – маленькое дело, растёт ребенок – растёт и его дело. Посильный труд ребенка, осуществляемый вместе со взрослыми или индивидуально, закладывает основы трудолюбия, желания думать не только о себе, но и о других. Труд должен быть систематическим и разнообразным: детям следует доводить начатое дело до конца, их надо обучать необходимым умениям, прививать трудовые навыки.

Семья играет большую роль в формировании здорового образа жизни.

Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими радостями, общими невзгодами. Когда мать и отец делят между собой все хлопоты, ребенок не вырастет эгоистом.

Психологи утверждают: «Вот у вас есть одно яблоко, только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно нужнее, чем вам и всё же, не отдавайте ребенку единственное яблоко целиком, не создавайте ему привилегий, помните, что у вашего ребенка кроме тела, есть еще и психика, есть формирующийся характер, в подобном случае вы вместе с витаминами для здоровья ребенка внесёте в его душу страшный вирус, вирус безнравственности».

Давайте вспомним ещё одну поучительную историю о том, как молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался мастерить что-то из деревянной чурки.

– Что ты мастеришь? – спросили родители.

Вопрос. Что ответил малыш?

Малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда они состарятся.

Получается, что в таком поведении виноваты сами взрослые?

Вопрос. Можно ли согласиться с Львом Толстым, который утверждал: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!»? 

Воспитание ребенка необходимо начать с воспитания самих себя. Ребенку нужен родитель, умеющий слушать, понимать, принимать, разделять, помогать и главное любить. Поведение родителей – самое решающее в воспитании.

Родители должны всегда помнить, что моральный облик ребенка – его взгляды, его отношение к людям – в огромной степени зависят от того, какими подросток видит своих родителей дома, в семье. Ребенок – это зеркало, в котором его родители могут увидеть себя.

Практический блок

3. Разбор педагогических ситуаций

Уважаемые родители! Я думаю, что наш сегодняшний разговор должен иметь не только теоретический, но и практический характер.

Давайте вместе на практике, разбирая педагогические ситуации, попробуем сформулировать определённые правила воспитания в семье.

СИТУАЦИЯ: Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт. Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

1 ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

СИТУАЦИЯ: Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация? 

2 ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

СИТУАЦИЯ: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама у неё были неприятности на работе. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Девочка обиделась и ушла в свою комнату. О каком правиле забыла мама?

3 ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

СИТУАЦИЯ: Мама пришла с работы, сын встретил. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

4 ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

СИТУАЦИЯ: В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 6 класс, сестра – в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста.

Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

5 ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

Таких законов существует достаточно много. Каждая семья создаёт свои собственные законы нравственного поведения. Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, ребенок состоится как человек, как личность. В семье, где правильно поставлено воспитание детей, родители знают: «Главное не то, кем станут сын или дочь по профессии, а главное, чтобы были они настоящими людьми». Кем бы он ни был, он должен любить свою Родину, быть патриотом. Он ценит дружбу и товарищество, с любовью и уважением относится к людям. Он правдивый и честный, ненавидит эгоизм, тунеядство и несправедливость. Нравственному человеку присущи такие черты характера, как дисциплинированность, организованность, стойкость, мужество, честность, благородство и т. д.

Особое значение в воспитании честности играет поведение взрослых, личный пример родителей, близких людей.

Диагностический блок

4. Анкетирование для родителей «Воспитание в семье».

1. Как вы думаете, чего ждёт ваш ребенок от семьи, в которой живёт?

а) хорошей организации быта; б) радости общения; в) покоя и защищенности.

2. Что более всего заботит вас в семье?

а) здоровье детей; б) хорошая учеба; в) трудовое участие детей в жизни семьи.

3. Одинок ли ваш ребенок в семье?

а) да;     б) нет;     в) не знаю.

4. Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на вашу?

а) да;   б) нет;     в) не знаю.

5. Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?

а) быть материально обеспеченным; б) встретить любовь;

б) иметь много друзей; г) реализовать свои интеллектуальные возможности.

6. Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?

а)  да;    б)  нет.

7. Есть ли у вашего ребёнка секреты от своей семьи?

а)  да; б)  нет.

8. Что для вашего ребенка вечер дома?

а) радость общения;  б) возможность быть самим собой;   в) мучение и пытка.

Анализ анкетирования проводится на родительском собрании.

5. Рефлексия. Приём «Шляпы мышления». Родители выбирают шляпу и отвечают на вопросы.

Красная шляпа – Вам понравилось?

Желтая шляпа – Почему это стоит делать? Каковы преимущества?

Черная шляпа. – Что здесь неправильно? В чем недостатки?

Зеленая шляпа – Есть ли в нашем взаимодействии творческое начало и основа для расцвета новых идей?

Белая шляпаКакой мы обладаем информацией? Какие существуют факты, подтверждающие или опровергающие определенное мнение? Какая нам нужна информация?

Синяя шляпа  – Чего мы достигли? Что нужно делать дальше?

6. Подведение итогов. Просмотр и обсуждение видео-притчи «О воспитании». Вручение памяток (приложение 1).

Классный руководитель. Дорогие родители! Мы сегодня обсудили важные законы жизни семьи. Поговорите об этом дома, в кругу семьи вместе со своими детьми. Сделайте серьезные выводы о проблемах взаимоотношений в семье и о том, какое влияние они оказывают на формирование вашего ребенка. Воспитание детей – дело нелёгкое, и родители должны с полной ответственностью относиться к своим обязанностям. Надо всегда помнить, что именно в семье ребенок получает представление о хорошем и плохом, в семье формируется его характер и привычки.

ЛИТЕРАТУРА

1.Воспитание детей в семье: основные принципы и задачи[Электронный ресурс] – Режим доступа: https: //nauchniestati.ru/spravka/sushhnost-i-soderzhanie-vospitaniya-detej-v-seme/ -Дата доступа: 28.09.2023.

2. Куровская, С.Н. Педагогика семьи/ С.Н. Куровская - [Электронный ресурс] – Режим доступа https: //elib.grsu.by/katalog/97345-147743.pdf-Дата доступа: 28.09.2023.

Приложение 1

Памятка для родителей

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Главное средство воспитания – это пример родителей, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах, радостях.

Сделайте жизнь ребенка интересной и многообразной.

Уделяйте ему больше свободного времени.

Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных и личных делах.

Укрепляйте в ребенке уверенность в собственных силах.

Разговаривайте друг с другом. Если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга.

Не старайтесь спрятать ребенка от трудностей.

Обсуждайте с детьми свою жизнь, считайтесь с их мнением в решении семейных проблем.

Дети должны чувствовать ответственность за все, что они совершают в жизни.

 Эффективным способом сплочении семьи, установлением дружеских взаимоотношений является проведение совместного досуга.

Сценарий семинара-практикума для родителей

«Роль родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей»

Автор-составитель: Гуминская Татьяна Францевна, учитель начальных классов

Цель: расширение представлений родителей о своей роли в нравственно-патриотическом воспитании своих детей.

Задачи:

1) способствовать самостоятельному педагогическому творчеству родителей;

 2) помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов в нравственном воспитании детей;

3) повысить компетентность родителей по организации работы в области нравственного-патриотического воспитания детей.

Эпиграф. Любовь к Родине начинается с семьи

Ф. Бэкон

Ход семинара-практикума

I.Организационно-информационный этап.

Вступление ведущего. Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы будем говорить о роли родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей, о том, как вырастить патриота.

Давно известно, что основные фундаментальные мироощущения будущего гражданина, связанные со своей Родиной, закладываются в детстве. Великое чувство патриотизма складывается: из любви к Родине, уважения к женщине, почитания матери, сохранения семейных уз, уважения к традициям наших предков, добра и милосердия, исполнения гражданского долга, памяти о нашем героическом прошлом, активного участия в настоящем. Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье, ближним родственникам, к месту, где родился – своей малой родине.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. У людей изменилось отношение к Родине, а без любви к Родине и уважения к ее истории невозможно воспитание гражданина и патриота своей Родины. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к семье, родному дому, природе, культуре малой Родины.

Сейчас я предлагаю снять напряжение, расслабиться и немного поиграть!

II. Психологическая разминка: «Ассоциация».

Цель: настрой на работу, снятие психологического напряжения.

Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.

Если семья –  это цвет, то какой?

Если семья – это геометрическая фигура, то какая?

Если семья – это настроение, то какое?

Если представить, что семья – это сказочный герой, то кто?

Если семья – это время года, то какое?

Если семья – это вид спорта, то какой?

Если семья – это блюдо, то какое?

Если семья – это погода, то какая?  

Ведущий. Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Родители передают ему свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к народным традициям, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе.

Семейные праздничные вечера, шествие со взрослыми по нарядной площади на праздничный салют – все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь.

Большое внимание на детей оказывают конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни.

Например: отец, придя с работы, увлеченно рассказывает о своих делах на производстве, об успехах. Или: мать, листая семейный альбом, рассказывает детям о членах семьи, о бабушках и дедушках, которые воевали за родную землю, имеют награды за свой труд, вспоминает истории из жизни семьи.

 III.  Заполнение анкет по патриотическому воспитанию

Анкета

1.  Какие ценности Вы бы назвали в числе приоритетных для Вашей семьи? Подчеркните. Ответов может быть несколько.

Семья

Нравственность

Родина

Здоровье

Образование

Дружба

Творчество

Карьера

Другое (допишите)…………………………………………………

2.  Как Вам кажется, на что должна сделать акцент школа?

на обучение

на воспитание

на сочетание обучения и воспитания

3.  Как Вы считаете, что должна давать ребенку школа, а что – семья и родители?

Школа должна:

обучать

воспитывать

обучать и воспитывать

другое (допишите)…… …………

Семья должна:

 обучать

воспитывать

обучать и воспитывать

другое (допишите)… …………………

4. Какие качества, способствующие становлению гражданина, вы воспитываете в своем ребенке? (подчеркните)

Любовь к Родине, любовь к людям, любовь к своей семье, уважение к старшим, чувство долга и ответственности, трудолюбивость, честность, порядочность, бережливость, религиозность, скромность, дисциплинированность, смелость, мужество, исполнительность, сострадательность, милосердие, любовь к окружающему миру

5. Методы и приемы, используемые вами для формирования патриотизма (подчеркните)

Беседы, чтение литературы, совместный просмотр фильмов и передач на ТВ, совместные походы и экскурсии, поощрения, наказания, обсуждение ситуаций, личный пример, примеры из жизни великих людей

6. Какие традиции и обычаи, способствующие формированию патриотических чувств, есть в вашей семье. (подчеркните)

Совместный отдых, забота о старшем поколении, забота о животных, семейные праздники, религиозные традиции, нет традиций и обычаев

  1. Какие мероприятия могут способствовать формированию патриотизма и гражданственности школьников в учреждении образования. (подчеркните)

Экскурсии в музей, беседы по данной теме, организация встреч с интересными людьми, участие в конкурсах по данной теме, посещение библиотеки, организация объединения по интересам по этой теме, организация уголка по данной теме, мероприятия, связанные с народными обычаями и традициями, празднование особых дат календаря, общественно-полезный труд, спортивные мероприятия.

(Обсуждение ответов)

Ведущий. Подведем итог, вы выбираете главными ценностями семью, здоровье и образование; вы уверены в том, что обучать и воспитывать должна и семья, и школа. Это значит, что мы с вами должны сотрудничать и направлять наши совместные усилия на обучение и воспитание наших детей. В этом вопросе цели школы и семьи совпадают. Ведь только совместными усилиями семьи и школы можно достичь определённых результатов.

IV. Деятельностный этап

Ведущий. Как помочь детям стать патриотами своей Родины? Об этом пойдёт сегодня разговор. Патриотизм – что стоит за этим словом? Почему мы так к нему стремимся? Что такое истинный патриотизм? По каким признакам определить, что ты патриот? На эти вопросы мы постараемся ответить. Итак, кто такой патриот… Давайте заполним кластер.

Мозговой штурм «Что такое патриотизм».

(Родители заполняют кластер, зачитывают ответы из выбранных карточек)

- Готов стать на защиту Отечества

- Гордится своими предками

- Не меняет гражданство

- Знает свою родословную

- Украшает Родину своим трудом

- Знает государственную символику

- Любит и охраняет природу родного края

- Знает свой родной язык

- Гордится своей Родиной

- Знает историю своей страны

- Любит свою Родину

Ведущий. Вы дали свою трактовку понятия слова «патриот». Предлагаю обратиться к словарям.

Философская энциклопедия. Патриотизм – от греч. – соотечественник, родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Словарь Ожегова. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Толковый словарь Ушакова. Любовь преданность и привязанность к своему Отечеству, своему народу.

Упражнение «Модель Патриот»

Родителям нужно проранжировать качества (поставить самые важные качества на первое место и т.д.) А теперь объединитесь в группы и заполните по одной колонке таблицы.

1 группа. Какие черты характера необходимы для патриота.

Бескорыстие – отсутствие заботы о личной выгоде.

Самопожертвование – жертвование своими личными интересами ради других.

Чувство долга – долг, обязанность по отношению к Родине.

Активная гражданская позиция –  активное стремление направлять свои способности на благо других людей, на благо своей Родины.

Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос.

Уважительное отношение к языку своего народа.

Осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита отечества).

Проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине.

Толерантность.
2 группа. Что должен иметь человек, чтобы быть патриотом?

Здоровье

Знания. Наличие хорошего образования

Призвание

Силу воли

Уважение к людям

Ответственность за свои поступки

Уверенность в себе и завтрашнем дне

Умение ставить и достигать цели

Жизненная мудрость

Смелость в отстаивании своих взглядов.

Упражнение «Мудрые мысли» (Собрать высказывания)

Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Человек без родины – что соловей без песни.

Кто людям добра желает, тот сам его добывает.

Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя. (Сенека Младший)

Нет места милее родного дома. (Цицерон)

Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для родины. (Джон Кеннеди)

Любовь к Родине – первое достоинство цивилизованного человека (Наполеон)

Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. (К.Г.Паустовский)

Вашему вниманию предлагаются ситуацию, в которой мы, как родители, могли бы оказаться. Как поступить достойно?

Ситуация.

Притча «Старый дед и внучек» (Л.Н. Толстой).

 Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз мужик с женой дома и сморят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?"» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из лоханки кормит»".

Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?

Закон: Уважительного отношения членов семьи друг к другу. Вывод. Если этот закон в семье выполнять, значит, ребёнок состоится как личность.

Задание «Пословицы - «сердечки». А сейчас, я предлагаю вам бумажные сердечки с народными пословицами о семье, вы достаёте из большого сердца маленькие сердечки, подумайте и объясните значение пословицы.

«Мой дом –моя крепость» (Дом – это место, где ты чувствуешь себя защищенно)

«Каковы родители – таковы и детки»

«При солнышке тепло – а при матери добро» (Мама, как солнце, окружает теплом, заботой, сочувствием, добротой, поддерживает)

 «Нет лучше дружка – чем родная матушка» (В жизни не может быть более верного и преданного человека, чем собственная мать)

«Мать кормит детей – как земля людей» (Мать подобно земле, обеспечивает жизнь и поддержку своим детям. Как земля, которая предоставляет плодородную почву для роста и развития растений, мать создает условия для развития своих детей, помогая им вырасти в сильных и независимых личностей)

«Не нужен клад –когда в семье лад» «Не красна изба углами –красна пирогами» (Неважно каков дом или человек внешне. Важно, что у него внутри. Если даже дом богат и красив, но в нем никто не заботится друг о друге, то к чему жить в таком доме. Важнее забота и уважение).

«В гостях хорошо – а дома лучше» (Дом всегда был надёжной опорой в жизни человека. Из дома уезжают, чтобы посмотреть мир, чтобы проведать друзей. Но в дом всегда возвращаются. Потому что родной дом дает нам силы для жизни).

Задание. Разброс мнений

- По вашему мнению, в чем проявляется патриотизм в повседневной жизни?

-Как вы считаете, семья сегодня воспитывает или не воспитывает патриотизм?

- На кого возлагается большая ответственность по воспитанию нравственно-патриотических качеств личности: на государство, школу или семью?

- Какие мероприятия по патриотическому воспитанию детей, по вашему мнению, наиболее значимы и актуальны для проведения в школе?

Вывод. Согласны ли вы, что становление патриотического начала – это становление норм морали, нравственных воззрений, толерантности, формирование эстетических взглядов.Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть школьного, а также семейного воспитания.

V. Подведение итогов.

Ведущий.Патриотами не рождаются – ими становятся. Будущее нашей Родины зависит от каждого из нас.

Помочь ребёнку разобраться, что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своей малой родине, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми.

Вся работа по патриотическому воспитанию не простая и трудоёмкая, но всё окупается, когда видишь наших детей – их активность, их умение ладить в коллективе и, по большому счёту проявление их любви к своей Родине.
Каков человек – таков мир, который он создаёт вокруг себя. Мы верим, что наши дети, когда вырастут, будут беречь и любить свою Родину.

Разделы сайта