Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Образовательный стандарт среднего образования

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства образования

Республики Беларусь

26.12.2018 № 125

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

АДУКАЦЫЙНЫ СТАНДАРТ СЯРЭДНЯЙ АДУКАЦЫІ

ЕDUCATIONAL STANDARD OF SECONDARY ЕDUCATION

Предисловие

1. РАЗРАБОТАН Министерством образования Республики Беларусь совместно с Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь.

2. УТВЕРЖДЕН постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 декабря 2018 г. № 125 «Об утверждении образовательных стандартов общего среднего образования».

3. ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ВЗАМЕН постановления Министерства образования Республики Беларусь от 10 января 2007 г. № 2 «Об утверждении образовательного стандарта общего среднего образования», постановления Министерства образования Республики Беларусь от 3 октября 2008 г. № 96 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 10 января 2007 г. № 2», постановления Министерства образования Республики Беларусь от 29 мая 2009 г. № 32 «Об утверждении образовательных стандартов учебных предметов в общеобразовательных учреждениях».

СОДЕРЖАНИЕ

1. Область применения

2. Термины и определения

3. Общие положения

3.1. Цели и назначение образовательного стандарта среднего образования

3.2. Методологическая основа Стандарта

3.3. Структура Стандарта

4. Цели образования на III ступени общего среднего образования и ожидаемые результаты среднего образования

4.1. Цели образования на III ступени общего среднего образования

4.2. Ожидаемые результаты среднего образования

5. Требования к учебно-программной документации образовательной программы среднего образования, максимальной учебной нагрузке учащихся

6. Требования к организации образовательного процесса при реализации образовательной программы среднего образования

6.1. Общие требования к образовательному процессу при реализации образовательной программы среднего образования

6.2. Особенности организации образовательного процесса при реализации образовательной программы среднего образования

6.3. Основные требования к организации образовательного процесса при изучении учебных предметов

7. Требования к результатам освоения содержания образовательной программы среднего образования

1. Область применения

Образовательный стандарт среднего образования обязателен для применения во всех учреждениях образования, реализующих образовательную программу среднего образования.

2. Термины и определения

В настоящем образовательном стандарте среднего образования используются следующие основные термины и их определения.

Базовый уровень изучения учебного предмета – изучение содержания соответствующего учебного предмета, которое является обязательным при освоении учебной программы по этому учебному предмету.

Воспитание – целенаправленный процесс формирования духовно- нравственной и эмоционально-ценностной сферы личности обучающегося.

Занятия по физической реабилитации – занятия, направленные на поддержание, восстановление и (или) улучшение функционального состояния органов и систем организма учащегося санаторной школы-интерната.

Качество образования – соответствие образования требованиям образовательного стандарта, учебно-программной документации соответствующей образовательной программы.

Компетенции – приобретаемые в процессе обучения и воспитания способности осуществлять деятельность в соответствии с полученным образованием;

Консультации – занятия, направленные на преодоление трудностей в изучении учебных предметов (отдельных тем учебных программ по учебным предметам) учащимися, получающими среднее образование в заочной форме получения образования.

Музыкально-ритмические занятия – занятия, направленные на развитие двигательных навыков и умений учащихся санаторных школ-интернатов.

Максимальная допустимая учебная нагрузка в неделю на одного учащегося в каждом классе – учебная нагрузка, устанавливаемая в соответствии со специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями и гигиеническими нормативами и включающая обязательную учебную нагрузку и учебную нагрузку на факультативных занятиях по соответствующему классу.

Образование – обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности учащегося.

Образовательный стандарт среднего образования – технический нормативный правовой акт, определяющий содержание образовательной программы среднего образования посредством установления требований к образовательному процессу и результатам освоения ее содержания.

Образовательная программа среднего образования – совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и условий, необходимых для получения в соответствии с ожидаемыми результатами среднего образования.

Образовательный процесс – обучение и воспитание, организованные учреждением образования в целях освоения учащимися содержания образовательных программ.

Обучение – целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей.

Обязательная учебная нагрузка в неделю на одного учащегося в каждом классе – общее количество учебных часов, установленных на изучение учебных предметов по соответствующему классу.

Повышенный уровень изучения учебного предмета – изучение содержания соответствующего учебного предмета, которое включает в себя базовый уровень изучения этого учебного предмета с углублением его содержания.

Поддерживающие занятия – занятия, направленные на преодоление трудностей в изучении учебных предметов (отдельных тем учебных программ по учебным предметам) учащимися, получающими среднее образование в очной форме получения образования.

Получение образования на дому – организация образовательного процесса, при которой освоение содержания образовательных программ среднего образования учащимся, который временно или постоянно не может посещать учреждение образования, осуществляется на дому.

Практика (трудовая, творческая, медицинская) – занятия, направленные на овладение определенными видами профессиональной деятельности.

Стимулирующие занятия – занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся.

Типовой учебный план общего среднего образования – это технический нормативный правовой акт, который состоит из типовых учебных планов учреждений общего среднего образования каждого вида.

Учебно-полевые сборы – занятия, направленные на формирование умений и основ культуры воинской службы, необходимых для освоения обязанностей защитника Отечества.

3. Общие положения

3.1. Цели и назначение образовательного стандарта среднего образования

Образовательный стандарт среднего образования (далее – Стандарт) определяет содержание образовательной программы среднего образования с учетом достижений современной науки, приоритетов государственной политики в сфере образования и направлен на обеспечение:

доступности среднего образования;

духовно-нравственного развития, воспитания учащихся и сохранения их здоровья;

формирования гражданской идентичности учащихся;

достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов;

развития творческих способностей учащихся, вовлечения их в различные виды социально значимой деятельности;

преемственности и непрерывности образовательных программ общего среднего образования;

преемственности и непрерывности уровней общего среднего образования, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования;

подготовки к продолжению образования и началу трудовой деятельности;

равенства белорусского и русского языков;

сохранения и развития национальной культуры; культурного и языкового наследия национальных меньшинств, проживающих на территории Республики Беларусь;

развития государственно-общественного характера управления образованием;

формирования основ оценки результатов учебной деятельности учащихся при освоении содержания образовательной программы среднего образования, деятельности педагогических работников, самоконтроля за обеспечением качества образования, осуществляемого учреждением образования;

государственных гарантий по соответствующему финансированию образовательной программы среднего образования, реализуемой через образовательный процесс на учебных занятиях (занятиях) в соответствии с учебным планом и учебными программами.

Стандарт является основой:

для разработки учебно-программной документации образовательной программы среднего образования, учебно-методической документации, учебных изданий, контрольно-измерительных материалов;

организации образовательного процесса при реализации образовательной программы среднего образования;

осуществления контроля качества образования;

построения системы самоконтроля обеспечения качества образования в учреждении образования при реализации образовательной программы среднего образования;

аттестации педагогических работников учреждений образования, реализующих образовательную программу среднего образования;

аккредитации учреждений образования, реализующих образовательную программу среднего образования;

организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников.

3.2. Методологическая основа Стандарта

Методологической основой Стандарта являются:

системно-деятельностный подход (совокупность взглядов и способов проектирования и организации образовательного процесса, в котором системообразующим элементом являются различные виды деятельности, учащийся как субъект обучения и воспитания занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития его личности; обучение и воспитание осуществляются через активизацию деятельности учащегося);

культурологический подход (совокупность взглядов и способов проектирования и организации образовательного процесса на основе ценностно ориентированного содержания образовательной программы среднего образования, приоритета культуры, развития общей интеллектуальной культуры и духовного начала личности, обеспечения ведущей роли социокультурного контекста развития учащегося, установки на диалог культур, изучения традиций и ценностей, самобытности национальной культуры в контексте мировой);

личностно ориентированный подход (совокупность взглядов и способов проектирования и организации образовательного процесса, при которых личность понимается как главное действующее лицо образовательного процесса; создание условий для развития личности в ее целостности, уникальности и автономности; обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения, возможности выбора индивидуальной образовательной траектории в соответствии со способностями, потребностями, интересами, запросами учащихся);

компетентностный подход (совокупность взглядов и способов проектирования и организации образовательного процесса, которые характеризуются нацеленностью на формирование компетенций, направленных на подготовку к продолжению образования и началу трудовой деятельности, и универсальных учебных действий, усилением практической ориентированности учебной деятельности учащихся для подготовки к жизни и получению профессии, использованием накопленного и созданием условий для формирования у учащихся социального опыта, в том числе в процессе самостоятельной деятельности).

3.3. Структура Стандарта

Стандарт определяет область его применения, содержит используемые термины и их определения, общие положения, а также включает:

цели образования на III ступени общего среднего образования и ожидаемые результаты среднего образования;

требования:

к учебно-программной документации образовательной программы среднего образования, максимальной учебной нагрузке учащихся;

организации образовательного процесса и результатам освоения содержания образовательной программы среднего образования.

4. Цели образования на III ступени общего среднего образования и ожидаемые результаты среднего образования

4.1. Цели образования на III ступени общего среднего образования

Целями образования на III ступени общего среднего образования являются:

формирование личности учащегося как носителя ценностей национальной и мировой культуры, гражданина и патриота, его социальных компетенций и нравственной зрелости, готовности к жизни в поликультурном мире и непрерывному образованию, способности к социальному самоопределению и самостоятельному жизненному выбору, ценностного отношения к здоровому образу жизни и окружающей среде;

развитие способностей и интересов учащихся, формирование у них навыков умственного и физического труда, учебно-познавательных компетенций, компетенций социального взаимодействия, коммуникативной и информационно-коммуникационной компетенций, ценностного отношения к творчеству, науке и инновациям на основе использования личного и социального, накопления нового опыта учебно-познавательной деятельности;

системное овладение учащимися основами наук, освоение при изучении учебных предметов разнообразных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, совершенствование владения предметными компетенциями.

4.2. Ожидаемые результаты среднего образования

Ожидаемые результаты среднего образования воплощает учащийся, осознанно принимающий общечеловеческие и национальные духовно-нравственные ценности;

любящий Беларусь, уважающий народ, живущий в ней, его культуру, традиции, историю; владеющий государственными языками Республики Беларусь; сохраняющий семейные ценности;

осознающий себя гражданином белорусского государства;

соблюдающий принятые в обществе правовые и морально-этические нормы, обладающий чувством долга и ответственности перед членами семьи, обществом и государством;

проявляющий толерантность к людям;

способный и готовый к социальному самоопределению;

понимающий ценность образования и науки;

осознающий ответственность перед обществом за экологическую безопасность окружающего мира;

осознанно руководствующийся правилами здорового образа жизни;

владеющий навыками самостоятельной учебной деятельности, мотивированный на образование в течение жизни;

способный к сотрудничеству и коммуникации в различных ситуациях и условиях;

умеющий получать, анализировать и критически воспринимать информацию, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий, и применять ее в учебно-познавательной деятельности и социальной жизни;

умеющий управлять своей учебно-познавательной деятельностью и способный применять полученные знания на практике;

способный к личностной самореализации, творческой и инновационной деятельности с целью создания личностно и социально значимого продукта, умеющий находить новые решения, проявляющий гибкость в условиях динамичных социальных изменений.

5. Требования к учебно-программной документации образовательной программы среднего образования, максимальной учебной нагрузке учащихся

5.1. Учебно-программная документация образовательной программы среднего образования включает в себя типовой учебный план общего среднего образования, учебные программы по учебным предметам, учебные программы факультативных занятий.

5.2. Типовой учебный план общего среднего образования устанавливает перечень обязательных для изучения учебных предметов по классам и количество учебных часов на их изучение в неделю, количество учебных часов на проведение факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, консультаций (для учащихся вечерней школы, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования в заочной форме получения образования), занятий по физической реабилитации, музыкально-ритмических занятий (для учащихся санаторной школы-интерната), учебно-полевых сборов (медицинской практики).

5.3. Перечень обязательных для изучения учебных предметов включает учебные предметы: «Беларуская мова» (базовый и повышенный уровни изучения), «Беларуская літаратура» (базовый и повышенный уровни изучения), «Русский язык» (базовый и повышенный уровни изучения), «Русская литература» (базовый и повышенный уровни изучения), «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)» (базовый и повышенный уровни изучения), «Математика» (базовый и повышенный уровни изучения), «Информатика» (базовый уровень изучения), «География» (базовый и повышенный уровни изучения), «История Беларуси» (базовый и повышенный уровни изучения), «Всемирная история» (базовый и повышенный уровни изучения), «Обществоведение» (базовый и повышенный уровни изучения), «Биология» (базовый и повышенный уровни изучения), «Физика» (базовый и повышенный уровни изучения), «Астрономия» (базовый уровень изучения), «Химия» (базовый и повышенный уровни изучения), «Трудовое обучение», в рамках которого реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) при изучении учебных предметов на базовом уровне, «Физическая культура и здоровье» (базовый уровень изучения), «Допризывная и медицинская подготовка» (базовый уровень изучения).

Перечень обязательных для изучения учебных предметов в классах учреждений общего среднего образования или учреждениях общего среднего образования, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства или изучается язык национального меньшинства, дополнительно включает учебные предметы «Язык национального меньшинства», «Литература национального меньшинства».

Количество учебных часов на изучение учебных предметов «Язык национального меньшинства», «Литература национального меньшинства» определяется в пределах общего количества учебных часов, установленных на изучение учебных предметов «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Русский язык», «Русская литература».

5.4. Обязательными для изучения на базовом уровне в средней школе-колледже искусств, на повышенном уровне в гимназии-колледже искусств также являются учебные предметы, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся:

в области изобразительного искусства:

«Рисунок» (образовательный процесс осуществляется в группах);

«Живопись» (образовательный процесс осуществляется в группах);

«Композиция» (образовательный процесс осуществляется в группах);

в области музыкально-хорового искусства:

«Сольфеджио» (образовательный процесс осуществляется в группах);

«Игра на музыкальном инструменте» (образовательный процесс осуществляется индивидуально);

«Хоровой класс» (образовательный процесс осуществляется в группах);

«Ансамблевый класс (вокальный)» (образовательный процесс осуществляется в группах) (изучается в гимназии-колледже искусств);

в области музыкально-инструментального искусства:

«Сольфеджио» (образовательный процесс осуществляется в группах);

«Игра на музыкальном инструменте» (образовательный процесс осуществляется индивидуально);

«Оркестровый класс» (образовательный процесс осуществляется в группах);

«Ансамблевый класс (инструментальный)» (образовательный процесс осуществляется в группах) (изучается в гимназии-колледже искусств);

в области театрального искусства:

«Театр» (образовательный процесс осуществляется в группах);

«Основы мастерства актера» (образовательный процесс осуществляется в группах);

«Основы сценической речи» (образовательный процесс осуществляется в группах);

«Музыкальные и театральные игры» (образовательный процесс осуществляется в группах);

«Танец» (образовательный процесс осуществляется в группах) (изучается в средней школе — колледже искусств);

«Основы сценического движения» (образовательный процесс осуществляется в группах);

в области хореографического искусства:

«Танец классический, народно-сценический, историко-бытовой, современный бальный» (образовательный процесс осуществляется в группах).

5.5. При разработке типового учебного плана учреждения общего среднего образования соответствующего вида учитываются общие требования к обязательной и к максимальной допустимой учебной нагрузке на одного учащегося в неделю в каждом из X-XI классов, к общему количеству учебных часов в неделю на каждый из X-XI классов, финансируемому из республиканского и (или) местных бюджетов на проведение учебных занятий (занятий):

обязательная учебная нагрузка в неделю на одного учащегося в каждом из X-XI классов средней школы, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при изучении учебных предметов на базовом уровне с учетом количества учебных часов, выделяемых на освоение содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение», составляет по 33 учебных часа;

обязательная учебная нагрузка в неделю на одного учащегося в каждом из X-XI классов гимназии, гимназии-интерната, лицея, специализированного лицея, суворовского училища, кадетского училища, средней школы и школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при изучении отдельных учебных предметов на повышенном уровне), составляет по 31 учебному часу;

обязательная учебная нагрузка в неделю на одного учащегося в каждом из X-XI классов средней школы-училища олимпийского резерва, специализированных по спорту классов средней школы, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гимназии, гимназии-интерната, лицея составляет по 24 учебных часа (не изучают учебные предметы «Физическая культура и здоровье», «Допризывная и медицинская подготовка»);

обязательная учебная нагрузка в неделю на одного учащегося в каждом из X-XI специализированных по спорту классов суворовского училища, кадетского училища составляет по 25 учебных часов (не изучают учебный предмет «Физическая культура и здоровье»);

максимальная допустимая учебная нагрузка в неделю на одного учащегося в каждом из X-XI классов средней школы, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гимназии, гимназии-интерната, лицея, специализированного лицея, суворовского училища, кадетского училища, средней школы-училища олимпийского резерва, а также на одного учащегося в каждом из X-XI специализированных по спорту классов составляет по 34 учебных часа;

максимальная допустимая учебная нагрузка в неделю на одного учащегося в каждом из X-XI классов средней школы-колледжа искусств, гимназии-колледжа искусств составляет по 37 учебных часов;

общее количество учебных часов в неделю на каждый из X-XI классов, в том числе и на специализированные по спорту классы, финансируемое из республиканского и (или) местных бюджетов на проведение учебных занятий (занятий) в средней школе, школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, кадетском училище, средней школе-училище олимпийского резерва, средней школе-колледже искусств, составляет по 39 учебных часов;

общее количество учебных часов в неделю на каждый из X-XI классов, в том числе и на специализированные по спорту классы, финансируемое из республиканского и (или) местных бюджетов на проведение учебных занятий (занятий) в гимназии, гимназии-интернате, лицее, специализированном лицее, суворовском училище, гимназии-колледже искусств составляет 40 учебных часов в X классе и 40 учебных часов в XI классе.

5.6. Типовой учебный план средней школы разрабатывается с учетом обеспечения возможности изучения учебных предметов «Язык национального меньшинства», «Литература национального меньшинства», организации образовательного процесса на дому, в организациях здравоохранения, санаторно-курортных и оздоровительных организациях, а также для учащихся в период участия их в спортивных мероприятиях вне места нахождения учреждений образования, в которых они обучаются.

5.7. При разработке типового учебного плана вечерней школы (вечерних классов) учитываются следующие требования:

перечень обязательных для изучения учебных предметов при реализации образовательной программы среднего образования включает учебные предметы «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Русский язык», «Русская литература» («Беларуская мова и літаратура», «Русский язык и литература» при получении среднего образования в заочной форме получения образования), «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский)», «Математика», «Информатика», «Всемирная история», «История Беларуси», «Обществоведение», «География», «Биология», «Физика», «Астрономия», «Химия»;

количество учебных часов в неделю по классам на изучение учебных предметов при очной форме получения образования составляет 18 учебных часов в X классе, 17 учебных часов в XI классе, 18 учебных часов в XII классе;

общее количество учебных часов в неделю, финансируемое из республиканского и (или) местных бюджетов на проведение учебных занятий по учебным предметам, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий составляет по 26 учебных часов в X классе, XI классе и XII классе;

количество учебных часов по классам на проведение учебных занятий по учебным предметам в период каждой сессии при заочной форме получения образования составляет 90 учебных часов в X классе, 80 учебных часов в XI классе, 90 учебных часов в XII классе;

общее количество учебных часов, финансируемое из республиканского и (или) местных бюджетов на проведение учебных занятий по учебным предметам, факультативных, стимулирующих занятий, консультаций, составляет 440 учебных часов в X классе, 400 учебных часов в XI классе, 440 учебных часов в XII классе;

5.8. При разработке типового учебного плана санаторной школы-интерната учитываются следующие требования:

обязательная учебная нагрузка, максимальная допустимая учебная нагрузка в неделю на одного учащегося, независимо от его заболевания, в каждом из X-XI классов санаторной школы-интерната составляет соответственно по 26 учебных часов и по 32 учебных часа;

общее количество учебных часов в неделю, финансируемое из республиканского и (или) местных бюджетов на проведение учебных занятий (занятий):

в каждом из X-XI классов санаторной школы-интерната для детей с заболеванием костно-мышечной системы и соединительной ткани составляет по 33 учебных часа;

в каждом из X-XI классов санаторной школы-интерната для детей с соматической патологией, санаторной школы-интерната для детей, больных туберкулезом и с риском его развития, составляет по 32 учебных часа.

5.9. Учебная программа по учебному предмету должна содержать следующие обязательные структурные элементы:

пояснительную записку, в которой описываются назначение, цели и задачи изучения учебного предмета, ценностные ориентиры его содержания при освоении учащимися содержания соответствующей образовательной программы общего среднего образования, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания;

содержание учебного предмета;

основные требования к результатам учебной деятельности учащихся, которые определяются в предметно-деятельностной форме с учетом специфики учебного предмета и формируемых компетенций.

Учебная программа по учебному предмету может содержать тематическое планирование; нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по этому учебному предмету; описание научно- методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; перечень учебных изданий, средств обучения и воспитания.

5.10. Учебная программа факультативных занятий должна содержать:

пояснительную записку, в которой описываются назначение, цели и задачи факультативных занятий, ценностные ориентиры их содержания при освоении учащимися содержания образовательной программы среднего образования, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания;

содержание факультативных занятий;

основные требования к результатам освоения содержания факультативных занятий;

тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся на факультативных занятиях;

перечень учебных и иных изданий, средств обучения и воспитания.

Учебная программа факультативных занятий может включать описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

6. Требования к организации образовательного процесса при реализации образовательной программы среднего образования

6.1. Общие требования к образовательному процессу при реализации образовательной программы среднего образования

К общим требованиям к образовательному процессу при реализации образовательной программы среднего образования относятся:

обеспечение качества образования;

обеспечение реализации образовательной программы среднего образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, состояния их здоровья;

обеспечение равенства белорусского и русского языков;

соблюдение принципов системности и единства педагогических требований;

соответствие форм и методов обучения и воспитания целям среднего образования;

соблюдение установленных законодательством в сфере общего среднего образования продолжительности учебного года и каникул, сроков и форм аттестации, норм оценки результатов учебной деятельности по учебным предметам; максимальной допустимой учебной нагрузки в неделю на одного учащегося;

охрана здоровья учащихся, соблюдение специфических санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов;

создание условий для активизации самостоятельной учебной деятельности учащихся, удовлетворения их индивидуальных образовательных запросов, развития творческих способностей, включение учащихся в различные виды социально значимой деятельности;

создание безопасных условий организации образовательного процесса.

6.2. Особенности _________организации образовательного процесса при реализации образовательной программы среднего образования

В структуре общего среднего образования III ступень общего среднего образования является завершающей и направлена на профессиональное самоопределение. Учебная деятельность для учащихся X и XI классов с учетом их возрастных особенностей (стремление углубить знания в определенной предметной области, к самостоятельной исследовательской деятельности, потребность проявить свои способности в социально значимой деятельности) является средством реализации жизненных планов и направлена на структурную организацию, пополнение и систематизацию индивидуального опыта.

Образовательный процесс при реализации образовательной программы среднего образования направлен на формирование гуманистических мировоззренческих позиций, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и норм культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе; развитие индивидуальности и творческих способностей с учетом профессиональных намерений, интересов и образовательных запросов учащегося.

Дальнейшее совершенствование и расширение общеучебных умений, навыков и способов деятельности при освоении содержания образовательной программы среднего образования содействует успешному развитию и социализации учащегося (готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования, непрерывному образованию, производительному труду, созидательному и ответственному участию в жизни семьи, общества и государства).

На III ступени общего среднего образования может осуществляться профильное обучение как целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности учащихся на основе индивидуализации при изучении учебных предметов, в том числе учебных предметов, изучаемых на повышенном уровне, учебных предметов с профессиональной ориентацией содержания (профильных учебных предметов), и проведении факультативных занятий, содержание которых связано с определенным видом профессиональной деятельности.

Изучение учебных предметов на III ступени общего среднего образования осуществляется на двух уровнях: базовом и повышенном.

Базовый уровень изучения учебного предмета предусматривает минимально необходимый объем содержания учебного материала, достаточный для формирования у учащихся социальной и функциональной грамотности.

Изучение учебного предмета на повышенном уровне осуществляется на основе теоретического обобщения и систематизации ранее усвоенного социального опыта в контексте изучения фундаментальных вопросов бытия, формирования современной научной картины мира, нравственных и мировоззренческих основ личности учащегося.

6.3. Основные требования к организации образовательного процесса при изучении учебных предметов

6.3.1. Изучение учебных предметов «Беларуская мова», «Русский язык» («Язык национального меньшинства») направлено на дальнейшее развитие и совершенствование сформированных при освоении образовательной программы базового образования языковой и речевой, коммуникативной, лингвокультурологической компетенций, формирование социокультурной и риторической компетенций  посредством расширения знаний об изучаемых объектах, которые группируются по следующим содержательным линиям: Язык и речь.

Культура речи. Стили речи. Жанры речи. Текст; Фонетика. Орфоэпия. Графика; Орфография; Лексика и фразеология; Грамматика: состав слова и словообразование; морфология и правописание частей речи; синтаксис и пунктуация.

Развитие связной устной и письменной речи осуществляется посредством проведения подробных, выборочных и сжатых изложений с грамматическими, стилистическими и творческими заданиями; изложений, сочинений-повествований, сочинений-описаний, сочинений-рассуждений и устных высказываний на литературную, морально-этическую, общественно-политическую, нравственную темы.

В учреждениях общего среднего образования, в которых обучение и воспитание осуществляется на языке национального меньшинства, учебный предмет «Язык национального меньшинства» выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности учащегося, а также ролью родного языка в усвоении содержания изучаемых учебных предметов.

6.3.2 Изучение учебных предметов «Беларуская літаратура», «Русская литература» («Литература национального меньшинства») направлено на достижение следующих целей:

формирование эстетически развитого, компетентного читателя, способного к полноценному осмыслению произведений художественной словесности;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощенных в отечественной и зарубежной художественной литературе;

целенаправленное и системное приобщение к красоте и богатству художественного слова, к национальной картине мира, воплощенной в эталонных произведениях классической литературы, к отечественной и мировой культуре в целом;

воспитание чувства патриотизма, гражданского самосознания и формирование национально-культурной идентичности;

совершенствование речи учащихся на примере высоких образцов произведений художественной литературы, формирование умения создавать разные виды высказываний на литературную и морально-этическую, общественно-политическую, нравственную темы в устной и письменной форме (в том числе в жанре сочинения).

Параллельное изучение белорусской и русской литератур (литературы национального меньшинства) дает возможность выстраивать единую систему анализа литературного произведения, систему изучения теоретико-литературных понятий, систему воспитания учащихся, опираясь на художественный материал обеих литератур. Достижению указанных целей способствует сравнительно-типологический подход к литературным явлениям, который дает возможность установить ассоциативные связи между русской, белорусской литературами (литературой национального меньшинства); позволяет показать родственные литературные явления в их специфике, индивидуальной и национальной отличительности; помогает сформировать у учащихся понятие о национальных особенностях художественной культуры и мировом литературном процессе.

Образовательный процесс ориентирован на формирование личности, способной идентифицировать себя с определенной этнокультурой и в то же время полноценно самореализоваться в современном обществе, ощутить себя гражданином белорусского государства.

Белорусская, русская литература (литература национального меньшинства) вместе с другими предметами социально-гуманитарного цикла создают основу культуроцентрической системы образования.

Межпредметные связи актуализируются на всех этапах обучения, их реализация в образовательном процессе обогащает диалог литературы с другими видами искусства (живопись, музыка, фотоискусство, кино, театр и другие), эффективно воздействует на эмоциональную, интеллектуальную, творческую, ценностно-мировоззренческую и духовно-нравственную сферы личности учащегося, способствует формированию у подрастающего поколения качеств, необходимых для полноценной жизни в социуме, ориентации в культурном пространстве прошлого и современности.

6.3.3. Изучение учебного предмета «Иностранный язык» направлено на дальнейшее развитие и совершенствование сформированной при освоении образовательной программы базового образования коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной).

6.3.4. Изучение учебных предметов «Всемирная история», «История Беларуси» направлено на формирование целостного представления об историческом процессе от появления человека современного типа до начала XXI в. Знание основных тенденций и общественно-исторического опыта предшествующего развития, получение социально значимых знаний об основных тенденциях развития мира имеют ключевое значение с точки зрения гражданского воспитания учащихся, а также для их подготовки к жизнедеятельности в условиях формирования правового государства и гражданского общества в нашей стране, ориентации в динамично развивающемся политическом и информационном пространстве.

В содержании учебного предмета «История Беларуси» отражаются следующие принципиально важные научные положения:

формирование устойчивого этнического состава населения белорусских земель на протяжении 3 тысячелетий до начала эпохи Средневековья в результате миграции индоевропейских групп населения, затем славянских племен;

создание на территории Беларуси первых государственных образований, представленных Полоцким, Туровским, Гродненским и другими княжествами, особенности развития которых укладывались в рамки общей древнерусской традиции;

сохранение традиций политического, социально-экономического и культурного развития белорусских земель в составе Великого Княжества Литовского и Русского, в рамках которого происходило формирование белорусской народности;

вхождение белорусских земель в состав Российской империи, в экономическом и этнокультурном пространстве которой происходило формирование белорусской нации в условиях отсутствия собственной белорусской государственности;

создание БССР как формы национально-государственного образования белорусского народа, которая стала исторической предпосылкой для дальнейшего развития белорусской государственности в форме суверенной Республики Беларусь;

провозглашение и становление суверенной Республики Беларусь, формирование основ идеологии белорусского государства как важнейших факторов консолидации современной белорусской нации.

История Беларуси изучается в контексте восточнославянской, общеевропейской и всемирной истории с учетом западноевропейского и евразийского цивилизационных влияний, в условиях создания единого образовательного пространства Союза Беларуси и России, государств – участников СНГ, Евразийского союза.

При изучении учебных предметов «Всемирная история», «История Беларуси» на повышенном уровне усиливается аспект самостоятельной работы учащихся, отработки способов учебно-познавательной деятельности, изучения источников разного вида для более глубокого освоения способов преобразовательной и творческой деятельности.

6.3.5. Цель изучения учебного предмета «Обществоведение» на III ступени обучения – становление ответственной и творческой личности, обладающей развитым сознанием, критическим мышлением, способной на основе осмысления культурно-исторического опыта, базовых ценностей отечественной и мировой культуры, проблем развития современной цивилизации и основных тенденций развития общества определить пути конструктивной самореализации, активно включиться в продуктивную созидательную деятельность.

Изучение учебного предмета «Обществоведение» в X и XI классах направлено на освоение системы социально-гуманитарных знаний о человеке, обществе и государстве в многообразии их взаимосвязей и взаимоотношений, опыта творческой деятельности и эмоционально- ценностных отношений, необходимых для успешной жизнедеятельности человека в современном мире.

Повышенный уровень изучения учебного предмета предполагает не только увеличение объема учебного материала, но и более высокие требования к результатам освоения содержания учебного предмета.

Образовательный процесс ориентирован как на общеобразовательную, общекультурную подготовку, так и на ознакомление с возникновением наук, из которых интегрируется учебный предмет, а также введение обучающихся в мир профессий социально-гуманитарной и политической сферы.

При изучении учебного предмета «Обществоведение» необходимо опираться на знания учащихся по другим учебным предметам:

«Всемирная история», «История Беларуси», «География», «Беларуская літаратура», «Русская литература» и иным. С этой целью рекомендуется предлагать учащимся конкретизировать изучаемые теоретические положения историческими фактами, литературными образами, статистическими данными и иными объектами изучения.

Рекомендуется использовать методы, которые помогают связать изучаемый учебный материал с личным социальным опытом, собственными наблюдениями учащихся, с их уже сложившимися представлениями о социальной жизни и поведении людей в обществе.

Реализации практико-ориентированного подхода к образовательному процессу способствует проведение учебных занятий в форме практикумов, на которых рекомендуется организовать решение учебно-познавательных и практических задач с использованием различных источников социально-гуманитарной информации.

6.3.6. Предметом изучения учебного предмета «География» при освоении содержания образовательной программы среднего образования являются социально-экономическая география мира (X класс) и глобальные проблемы человечества (XI класс).

Социально-экономическая география мира интегрирует знания географических наук для анализа современной динамики политической карты, процессов, связанных с изучением географии населения, взаимообусловленности природных ресурсов, хозяйства и общества, пространственно-временных закономерностей динамики секторов мирового хозяйства, познания закономерностей в территориальной организации общества. Изучение учебного материала способствует формированию у учащихся географической культуры и системы знаний о факторах динамики и сущности современных изменений на политической карте мира, особенностях политической географии, географии демографических процессов и международной миграции, размещении и расселении населения, урбанизации, географических особенностях и закономерностях динамики мирового хозяйства на разных уровнях: мир, регион и страна.

Содержание раздела «Глобальные проблемы человечества» направлено на формирование знаний о географических аспектах глобальных проблем человечества и возможных путях их преодоления, о научных представлениях о сущности и последствиях процесса глобализации, о современных геоэкологических проблемах развития географической оболочки, наиболее актуальных социально-экономических проблемах, возникающих в географическом пространстве, сущности проблемы природопользования и устойчивого развития как основы гармоничного развития общества и природы.

В образовательном процессе должное внимание уделяется проведению практических работ, содержание которых направлено на освоение способов деятельности, позволяющих глубже осознать сущность современных проблем человечества (социальных, экологических, экономических, политических) на основе межпредметных знаний на стыке естественных и общественных наук.

6.3.7. Предметом изучения учебного предмета «Математика» являются трансцендентные выражения, пространственные фигуры и их свойства.

Содержание алгебраического компонента предусматривает изучение тригонометрических выражений, числовой переменной, тригонометрических функций, знакомство с понятиями арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса, усвоение методов решения тригонометрических уравнений. Вводятся понятия корня п-й степени, степени с рациональным и действительным показателями, логарифма.

Изучаются преобразования выражений, содержащих степени и логарифмы, которые используются при решении соответствующих уравнений и неравенств; степенная, показательная и логарифмическая функции, их графики и свойства. Рассматривается простейшее применение производной.

Содержание геометрического компонента предусматривает изучение прямых и плоскостей в пространстве, многогранников, тел вращения и их свойств, усвоение способов нахождения площадей поверхностей и объемов тел.

При изучении учебного предмета «Математика» на повышенном уровне рекомендуется, наряду с развитием общих интеллектуальных умений (сравнения, обобщения, классификации, анализа, синтеза, систематизации, абстрагирования, формализации, конкретизации, структурирования, моделирования), познавательных и общих учебных умений (ставить вопрос, формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезу, делать вывод, выделять главное, планировать, определять цели;

строго, ясно, точно выражать свои мысли), развивать специальные математические умения, интуицию, пространственные представления, навыки деятельности по обоснованию и доказательству и умения использовать их для решения задач математики, задач иных учебных предметов, практических задач.

Практикумы по решению задач проводятся в группах, на которые делится класс.

6.3.8. Формирование умений работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий осуществляется посредством последовательного освоения содержания учебного предмета «Информатика», структурированного по следующим содержательным линиям: информация и информационные процессы; аппаратное и программное обеспечение компьютеров; основы алгоритмизации и программирования; компьютерные информационные технологии;

коммуникационные технологии; информационное моделирование – в сочетании с выполнением практических заданий по разным учебным предметам.

Образовательный процесс при изучении учебного предмета «Информатика» осуществляется в группах, на которые делится класс.

6.3.9. Изучение учебного предмета «Биология» направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе

работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;

обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Достижению указанных целей способствует проведение биологических исследований, решение биологических задач, работа с различными источниками информации (учебными текстами, справочниками, научно-популярными изданиями, компьютерными базами данных, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет) для нахождения информации о биологических объектах.

При изучении учебного предмета «Биология» на повышенном уровне лабораторные и практические работы проводятся в группах, на которые делится класс.

6.3.10. Образовательный процесс при изучении учебного предмета «Физика», базирующегося на физике как науке о наиболее общих законах природы, осуществляется с учетом научной и практической значимости его содержательного и процессуального компонентов для формирования основ научного мировоззрения учащихся; овладения методологическими, теоретическими знаниями, экспериментально-проектными умениями; приобретения опыта экспериментально-исследовательской деятельности;

развития аналитического мышления, творческих способностей учащихся, осознанных мотивов учения.

Содержание учебного предмета «Физика», концентрируясь по содержательным линиям (физические методы исследования явлений природы, физические объекты и закономерности взаимодействия между ними, физические аспекты жизнедеятельности человека), структурируется на основе физических теорий: молекулярно-кинетической, электромагнитной, волновой, квантово-механической.

Источником наполнения содержательного компонента являются: физические знания (научные факты, понятия, законы, теории, физическая картина мира);

методологические знания (знания о процессах и методах познания).

Источником наполнения процессуального компонента являются:

приемы изучения, соответствующие методам науки;

познавательная деятельность учащихся, соответствующая переходу от явления к его сущности и от сущности к явлению;

экспериментально-исследовательская деятельность учащихся, базирующаяся на общих принципах познания природы (наблюдение, выдвижение гипотезы, экспериментальная проверка гипотезы, формулировка закона, создание теории).

В образовательном процессе используются разнообразные виды практической деятельности учащихся, направленные на формирование умений и навыков моделирования явлений и объектов, использование измерительной техники для изучения физических явлений, построение моделей, объясняющих причины возникновения явлений и описывающих их характеристики, понимание физических законов и теорий, границ их применимости.

В образовательном процессе наряду с демонстрациями, опытами, компьютерными моделями, фронтальными лабораторными работами значительное внимание уделяется решению качественных, расчетных, проектных и графических физических задач, задач-оценок, учебно- исследовательской и проектной деятельности.

Фронтальные лабораторные работы проводятся в группах, на которые делится класс, а при изучении учебного предмета «Физика» на повышенном уровне практикумы по решению задач также проводятся в группах, на которые делится класс.

6.3.11. Изучение учебного предмета «Астрономия» направлено на достижение следующих целей:

ознакомление с методами познания Вселенной: наблюдение астрономических явлений, использование простых астрономических инструментов;

овладение основами систематизированных знаний о строении небесных тел и их систем;

овладение умениями применять полученные знания для объяснения астрономических явлений и природных процессов, понимания их взаимосвязанности и пространственно-временных особенностей;

формирование понимания роли и места человека во Вселенной;

приобретение навыков в решении практических жизненных задач, связанных с использованием астрономических знаний и умений.

Содержание учебного предмета «Астрономия» концентрируется по следующим содержательным линиям:

методы и основы астрономических исследований, основы практической астрономии, основы астрофизики. Эта линия направлена на ознакомление с основными наблюдательными методами астрономии, формирование представлений о получении астрономического знания;

астрономические объекты, системы, их свойства и взаимодействие между ними. Эта линия позволяет получить представление о строении астрономических объектов и их систем;

строение и эволюция Вселенной и ее подсистем, философско-мировоззренческий аспект астрономии. Эта линия знакомит с эволюционными процессами во Вселенной;

астрономические аспекты жизнедеятельности человека, развитие космонавтики, цель и перспективы освоения Вселенной. Эта линия дает представление о роли и месте человека во Вселенной.

При осуществлении образовательного процесса указанные цели достигаются посредством последовательного отражения важнейших выводов современной астрономии об эволюции Вселенной и составляющих ее объектов, использования астрофизических экспериментальных и теоретических знаний в практической и познавательной деятельности человека, выведения на первый план современных экспериментальных и наблюдательных методов получения астрономических знаний, раскрытия значения космических исследований для науки и их практического использования на основе результатов, достигнутых за последние годы, рассмотрения приборов, искусственных космических аппаратов и станций как средств получения астрономических знаний, а также рассмотрения астрономического знания в историческом аспекте с опорой на достижения физики в изучении механических, оптических, атомных и ядерных процессов с использованием соответствующих математических доказательств и расчетов, показа роли выдающихся ученых (в том числе отечественных) в становлении и развитии астрономической науки.

Практические занятия (астрономические наблюдения) проводятся в группах, на которые делится класс.

6.3.12. Предметом изучения учебного предмета «Химия» являются:

органическая химия, в рамках которой на основе теории строения органических соединений, сведений об электронном строении атомов и электронной природе химической связи в молекулах органических соединений изучаются строение и свойства основных классов органических веществ (углеводородов, соединений с одной и несколькими функциональными группами), а также применение органических соединений в различных сферах жизнедеятельности человека;

строение атома на основе современных научных представлений и физическое обоснование периодического закона Д.И. Менделеева;

природа химических связей и строение вещества; особенности протекания химических реакций, свойства важнейших представителей металлов, неметаллов и их соединений; получение и применение изучаемых веществ (XI класс).

Образовательный процесс ориентирован на освоение учащимися предметных и методологических знаний и умений на основе важнейших законов, теорий, формирование у них понимания роли химии для исследования природы, рационального природопользования и экологически грамотного поведения.

При изучении учебного предмета «Химия» на повышенном уровне лабораторные опыты проводятся в группах, на которые делится класс.

6.3.13. Изучение учебного предмета «Физическая культура и здоровье» продолжается отдельно для юношей и девушек и направлено на дальнейшее освоение знаний в области физической культуры и спорта, необходимых для организованных и самостоятельных занятий, нормирования нагрузки при выполнении физических упражнений;

освоение навыков здорового и безопасного образа жизни.

6.3.14. Изучение учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка» осуществляется для юношей и девушек и направлено на подготовку юношей к военной службе, выполнению обязанностей защитника Отечества, освоение девушками знаний, а также на овладение ими умениями по оказанию первой помощи, доврачебной помощи и общему уходу за больными и пораженными.

6.3.15. Требования к организации образовательного процесса при изучении учебных предметов «Язык национального меньшинства», «Литература национального меньшинства», учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств, устанавливаются учебными программами этих учебных предметов.

6.3.16. Факультативные занятия целесообразно использовать для продолжения изучения отдельных учебных предметов, отдельных тем учебных программ по учебным предметам на повышенном уровне;

освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в соответствии с профессиональным определением учащихся.

7. Требования к результатам освоения содержания образовательной программы среднего образования

7.1. Требования к результатам освоения содержания образовательной программы среднего образования устанавливаются в соответствии с целями и ожидаемыми результатами среднего образования.

7.2. Требования к результатам освоения содержания образовательной программы среднего образования подразделяются на личностные, метапредметные и предметные.

7.3. Личностные результаты освоения содержания образовательной программы среднего образования отражают особенности развития

личности учащегося и выражаются в том, что учащийся:

проявляет стремление к формированию нравственных ценностных ориентаций и использует их в своей деятельности;

обладает национальным самосознанием, чувством патриотизма;

принимает ценности семейной жизни и проявляет ответственность за семью;

демонстрирует социально активное и ответственное поведение;

осознает и руководствуется в своей деятельности конституционными правами и обязанностями;

проявляет толерантность, готовность и способность к взаимопониманию, диалогу и сотрудничеству; руководствуется в своем поведении принятыми в обществе нравственными нормами и общечеловеческими ценностями;

демонстрирует эстетическое отношение к миру, ко всем сферам жизнедеятельности общества;

испытывает потребность в самореализации и самосовершенствовании; проявляют эмоциональную зрелость;

готов к трудовой деятельности, непрерывному образованию и профессиональному самоопределению на основе знания и учета своих возможностей, способностей и интересов;

руководствуется правилами охраны окружающей среды и рационального природопользования; следует принципам здорового образа жизни, физического самосовершенствования; выражает неприятие вредных привычек и способен противодействовать асоциальным влияниям; умеет рационально организовывать свой социально-культурный досуг в целях личностного саморазвития.

Разделы сайта