Тема. Формирование основ экономической культуры
Проблемное поле
- Формы и методы формирования экономического мышления обучающихся и воспитанников.
- Направления совместной деятельности педагогов и родителей по формированию основ экономической культуры.
Практическая часть
- Составление кластера “Путешествие в страну финансов”
Задание 1.
Работа с текстом по методу «Мудрые совы».
Задача: научиться выделять главное, работать с текстовой информацией.
В предложенном тексте:
- найти основные понятия;
- выделить новую для вас информацию;
- сформулировать основную мысль одной фразой;
- подумать, каким образом можно использовать полученную информацию в практической жизни и будущей деятельности.
Текст.
Формы и методы формирования экономического мышления обучающихся и воспитанников
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы и методы его организации. Использование разнообразных форм дает педагогу возможность проявить творчество, индивидуальность и сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на понятном ему языке. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я». Например, игра (интеллектуальная, сюжетно-ролевая, дидактическая), комплексно-тематическое занятие, чтение художественной литературы, решение проблемных ситуаций, разыгрывание экономических ситуаций, развлечение, драматизация экономических сказок, тематические часы.
Особое место в экономическом воспитании отводится интеллектуальным играм или развлечениям «Что? Где? Почём?», «Кто на свете всех умнее в экономике сильнее?», «Бизнес-клуб», «Аукцион», играм – викторинам, конкурсам, олимпиадам.
Интеллектуальная игра позволяет в игровой – соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал.
Решение проблемной ситуации. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания), ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию.
Чтение художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Одним из примеров может быть книга Кнышовой Л.В., Меньшиковой О.И., Поповой Т.Л. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом».
Методы, которые можно использовать, при обучении детей экономике это словесные, практические и наглядные методы. Это самая простая и доступная классификация, широко применяемая на практике:
Группы методов
|
Виды методов
|
Источники передачи содержания
|
I группа
|
Словесные методы
|
Рассказ, беседа, инструктаж и др.
|
II группа
|
Практические методы
|
Упражнения, тренировка, самоуправление и др.
|
III группа
|
Наглядные методы
|
Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.
|
Задание 2.
Прием «Перегруженный текст». Расшифровать текст.
Направления совместной деятельности педагогов и родителей по формированию основ экономической культуры
Смеья ялвятеся спиохлгоической имкорседрой, дге порхдоит эокнмоиечксая осицалзиаяци ербнека, евдь акджой есмеь рпиусщи всои пирницып евднеяи одмшаеног охзясйтва, обосенниост одманшей оэкниомик, ецнонстыне роиетнцаии.
Руабоута поу экоуноумиучеускуому воуспуитаунию доушкольуников невозумоужна без уучастия родуителей. Усупешное реушеуние проблуемы моужет быуть достуигнуто тоулько во взуаимодействии с родуителями восупитаунников.
Оьстановиьмся на ьнекотоьрых напраьвленьиях соьвместньой деятьельноьсти педаьгогов и рьодителей пьо экономичьескому воспиьтанию доьшкольников.
Это пржеде всеог инорфмирование дроителей о аздачах и соедржании эонкомчеиского вспоитания деетй в учреджении раобзования и в смеье.
Ещё одниым наыправлением совыместной деятельныости являыется участиые роыдителей в раыботе по экоыномическому воспыитанию деытей (экономиыческие яырмарки, праыздники, конкыурсы).
Ещё одщно напщравление – взаимощдействие пещдагогов и рощдителей являетщся воспитщание уважитещльного отношщения к любщому труду, к лющдям любой прощфессии. При ознащкомлении детей с разнщыми профессщиями нужно разъщяснить рщодителям, что пощказать детям значщение трущда можнщо только при условии их непосрщедственного учщастия и помщощи. Детщи должны знать, как назыщваются прощфессии их родищтелей, содержание их деятельности, кащков продукт их трщуда и, наконец, почщему все люди трущдятся.
Вжанейшим нпаравлением взаиомдействия педгаогов и родтиелей явяетлся содзание обогщаенной разввиающей срдеы в дмоашних усолвиях.
Экоvномическое воспvитание в сеvмье не заvменяет и нvе дублиvрует раvботу учрvеждения обvразования. В сеvмье, а этvо реаvльная экоvномическая среvда, накvапливается опvределенный «эконvомический» опыт. Этот опvыт в дальvнейшем обоvгащается, уточvняется, системvатизируется.
Задание 3.
Составить кластер «Путешествие в страну финансов». Части кластера:
Дидактические игры и упражнения для формирования экономического мышления
|
Пословицы и поговорки
|
Денежные единицы
|
Они такие разные: монета и купюра
|
Рыбалка
|
Доход – расход
|
Магазин
|
Задание 4.
Прием «ПОПС-формула»
П – позиция. На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания…
О – обоснование, объяснение своей позиции. Здесь основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…»
П – примеры. Например…
С – следствие. Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что….
Список использованных источников
1. Казмерчук,Н. Об экономике – в игре / Н. Казмерчук // Пралеска,2020.– № 5. – С.47– 50.
2. Кравченко,М. Путешествие в страну финансов / М. Кравченко // Пралеска,2020.– № 5. – С.50– 53.
3. Рословцева,И. Занимательная экономика / И. Рословцева // Пралеска,2019.– № 5. – С.26– 27.
4. Язепова,Н., «Этот нежный, вкусный тортик…» / Н. Язепова // Пралеска,2019.– № 5. – С.27– 29.