Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

История

Памятки учащимся для работы на уроках истории

Характеристика и оценка исторического деятеля
(5 – 6 класс)
 

1. Как ты представляешь себе внешний вид героя?
2. Что он сделал?
3. Во имя чего, в интересах какого класса он действовал?
4. Какие внутренние, наиболее важные черты этого человека?
5. Дайте оценку деятельности деятеля. Какой вклад он внес в историю? Почему мы его помним?

 

Характеристика и оценка исторического деятеля
(7 – 8 класс)
 

1. Вспомните:
а) когда и в какой стране жил;
б) к какому классу принадлежал, в каких условиях формировались его взгляды;
в) историческую обстановку, в которой протекала его активная деятельность;
г) его общественно-политические взгляды.
2. Кратко укажите:
а) какие цели и почему он выдвигал, с целями и задачами какого класса они совпадали;
б) какие средства он использовал для достижения своих задач; оцените и вы эти средства.
3. Опишите его внешность и характер. Какие из черт характера помогали или мешали ему в достижении поставленных задач?
4. Как вы оцениваете его деятельность в целом? Какова его роль в истории? Выразите свое отношение к нему.

 

Характеристика и оценка исторического деятеля
(9 – 11 классы)

1. Определить исторические условия и общественную среду, в которых формировались взгляды, жизненные цели человека, показать, как на них влияли эти условия.
2. Раскрывать черты характера человека, их зависимость от воспитания, влияния общественной среды, его идеалов и задач.
3. Определить, какие качества личности этого выдающегося человека помогали в достижении поставленных им целей в решении исторических задач, объективно поставленных перед страной и народом.
4. Вскрыть связи и противоречия:
- между целями деятеля и интересами народных масс;
- между целями и мотивами деятельности выдающегося человека;
- между целями и способами их достижения.
5. Оценить личность исторического деятеля и выразить свое отношение к нему.

6. Оценить его значение и роль в истории:
- по результатам его деятельности;
- по его влиянию на положение народных масс, на дальнейший ход событий;
- по воздействию его примера на других людей, на новые поколения.

 


 Памятка для характеристики двух исторических деятелей

1. В какой исторический период жили эти два исторических деятеля, которых характеризуешь, в какой стране или странах?
2. Чьи интересы они выражали (какого класса или состояния)? Против каких порядков выступали?
3. Какие цели преследовали?
4. Как относились к народу?
5. Какие пути использовали для достижения поставленных целей?
6. Какие положительные и отрицательные черты характера проявили?
7. Оцени деятельность каждого из них (революционная, прогрессивная, реакционная).
8. Твое отношение к каждому из этих исторических деятелей.

Сравнение двух исторических фактов
1. Подумай, по каким признакам можно судить о сходстве или различие данных явлений (событий).
2. В каком порядке лучше разместить эти признаки? Почему?
3. Перечисли сходства и различия.
4. Сделай выводы.

Характеристика крестьянских восстаний
1. Причины восстания.
2. Движущие силы восставших.
3. Цели, требования восставших.
4. Районы, которые охватывали восстания.
5. Ход восстания, его основные силы.
6. Итоги восстания и его значение.
Памятка к изучению войн
1. Причины и характер войны:
основные противоречия, приведшие к войне;
- значение решения этих противоречий для обеих сторон;
- подготовка к войне, соотношение сил и планы воюющих сторон.
2. Ход войны:
- повод к войне;
- основные этапы и крупнейшие сражения;
- конец войны и условия мира.
3. Причины победы или поражения в войне:
- что влияло на боеспособность армии и на ход войны;
- влияние характера войны и отношения армии и народа;
- итог войны.
4. Историческое значение войн.
Характеристика войн
1. Причина войн, хронологические рамки.
2. Воюющие страны или группировки стран.
3. Цели сторон.
4. Соотношение сил воюющих стран.
5. Повод для войны.
6. Ход военных действий (по этапам):
- планы сторон в начале каждого этапа
- военные и политические итоги каждого этапа.
7. Характер войны.
8. Условия мирного договора.
9. Военные и политические итоги войны.
Характеристика сражений
1. Описание места битвы. Почему именно это место выбрано.
2. Соотношение сил, их размещение.
3. Развитие битвы и ее последствия.
4. Историческое значение битвы.
Характеристика общественных выступлений
1. Место и время выступления.
2. Связь с другими событиями.
3. Причины.
4. Социальный состав участников.
5. Требования, лозунги, цели.
6. Методы борьбы.
7. Масштабы борьбы.
8. Уровень организованности.
9. Имена руководителей.
10. Основные этапы развития событий.
11. Результаты и значение.
Изучение предпосылок революции
1. Оцени уровень развития производственных сил.
2. Определи характер производственных отношений, положение различных классов и социальных групп, их роль в обществе, их потребности.
3. Установи, назрел ли конфликт между господствующими производственными отношениями и производственными силами.
4. Тормозит ли старый строй развитие производства и все общество в целом.
5. Назови классы, которые ведут борьбу против изжитого общественного строя.
6. Определи, какие задачи, характер, движущие силы назревающей революции.
Характеристика революции
1. Причины и задачи революции.
2. Движущие силы революции.
3. Ход революции, ее этапы.
4. Характер революции.
5. Итоги революции, историческое значение революции.

Как работать с книгой

1. Читай книгу с карандашом в руке. Если книга твоя собственная, то аккуратно делай пометки на полях в тех местах, которые тебя заинтересовали или вызвали вопросы.
2. Старайся читать бегло, но внимательно. Прочитав книгу, подумай над ее основными идеями, над описанными в ней событиями, фактами.
3. Сделай записи о том, что показалось особенно важным в прочитанной книге, об ее основных преимуществах или недостатках.


Как читать газету

1. Старайся читать газету каждый день.
2. Чтение газет начинай с просмотра названий рубрик, заголовков статей. Это поможет выбрать наиболее важный для тебя материал.
3. Обрати внимание на незнакомые тебе слова. Их значение ты найдешь в словаре.
4. Можно вырезать те статьи, которые тебе наиболее понравились. Такие вырезки удобно хранить в специальных папках, посвященных той или иной теме.

Анализ газетных статей
1. Какое событие побудило автора написать эту статью? Например: военные действия, политические и экономические споры, издания новых законов, митинги, демонстрации, морские, воздушные или природные катастрофы, другие важные события.
2. Определите главную идею статьи. Кратко запишите ее своими словами.
3. Подберите основные аргументы, которые поддерживают эту идею, и кратко запишите их.
4. Приводит ли автор достаточно фактов для поддержания своей идеи (цитирует очевидцев, приводит статистические данные, указывает источники информации)? 5. Был ли автор свидетелем происшествия, или получил информацию через информационную службу?
5. Репортаж об этом событии, по Вашему мнению, истинный, сбалансированный, или предвзятый?
6. Приведены ли в статье различные взгляды на освещение этого вопроса? Или эта статья является выражением собственных мыслей (редакционная), она информативна, убедительна, или сбалансированная?
7. Что Вы думаете про эту статью и освещенные в ней события?


Как работать с параграфом учебника

1. Прочитай весь параграф, составь целостное представление об описанных в нем событиях, явлениях. Внимательно рассмотри карты, схемы, другие иллюстрации.
2. Обрати особое внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи.
3. Составь развернутый план – он облегчит подготовку домашнего задания.
4. Постарайся связать с материалом параграфа то, что увидел и услышал на уроке, что записал в тетради.
5. Вспомни, что ты читал по изученной теме, что видел в музее, в кинофильмах.
6. Иногда необходимо просмотреть параграфы, изученные ранее.
7. Если что-то кажется непонятным или какой-то вопрос заинтересовал тебя, обратись к словарю, энциклопедии.
8. Проверь, знаешь ли ты материал темы, перескажи его, сначала пользуясь планом, потом без него.
9. Подготовь ответы на вопросы и задания, которые размещены в конце параграфа. Выполни задания, предложенные учителем.


Отзыв на ответ учащегося

1. Выскажи свое мнение об ответе товарища по пунктам:

- Правильность и полнота (знает даты, карту, факты, имена, сделал выводы);
- Речь, ее недостатки (ненужные повторения, слова - паразиты, не употребляет новые слова, термины, эпитеты).
2. Дополните, исправьте, оцените.

Памятка как писать реферат

1. Определить адресата и цель общения.
2. Подобрать соответствующую литературу.
3. Обработать выбранные источники с рабочими краткими пометками, закладками в книге.
4. Составить план согласно объема реферата (его пункты раскрываются примерно на одинаковом количестве страниц).
5. Оформить яркое, привлекательное вступление.
6. Дать перечень основных выводов, обобщений и рекомендаций.
7. Оптимальный объем реферата – 1 - 12 печатных страниц. Такой реферат требует для устного изложения перед аудиторией 10 -15 минут.
8. Во время устного выступления лучше рассказывать, а не читать реферат. Для этого составить развернутый план – конспект на 2-4 страницы.
Во время отбора языковых средств для написания реферата необходимо учитывать особенности научного стиля речи.

 

Памятки для работы на уроке истории 

cхема анализа исторических фактов, событий, явлений и процессов

Исторический факт – первый кирпичик исторических знаний. Это действительное событие, имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: локализованностью во времени и пространстве; объективностью; субъективностью и неисчерпаемостью.

Историческое событие - совокупность логически завершенных и ограниченных в пространстве и времени исторических фактов.

Историческое явление - комплекс аналогичных исторических фактов или их признаков, которые хранились или хранятся в течение определенного времени и в определенном пространстве (территории).

Исторический процесс - цепь взаимосвязанных во времени и пространстве причинно-следственными связями исторических событий и явлений:

- когда происходили или проходили эти факты, события, явления или процессы;

- как они проходили;

- при каких исторических обстоятельствах они проходили, какие события прошли накануне;

- какое развитие они получили в дальнейшем;

- какой социальный слой или слои были основными участниками события;

- какую роль сыграли здесь исторические лица и чьи интересы они отражали;

- какой след оставили эти факты, события или процессы в истории региона, страны или мира;

- случайным или закономерным был именно такой ход событий, и имели ли они последствия;

- какие альтернативы развития существовали в тех исторических условиях, а как бы Вы повели себя в таких условиях?

Схема анализа событий с хронологической точки зрения (локализация событий во времени)

- когда прошли эти события, как долго они продолжались, в какой последовательности проходили;

- на какой период истории человечества они приходятся;

- как это событие соотносится с другими событиями или процессами;

- как это событие соотносится с однотипными событиями или процессами отечественной и региональной истории;

- составление хронологических простых или сложных таблиц.

Определения исторических событий в пространстве (использование карты как исторического источника)

- правильно займите позицию у карты (так, чтобы не заслонять естественное освещение карты);

- запомните, что когда вы стоите напротив карты, наверху будет север (юг - внизу), а слева - запад (соответственно, справа - восток);

- научитесь читать легенду карты - ее условные обозначения. При всем разнообразии карт однотипные факты, события и явления - границы и столицы, районы восстаний, направления главных ударов и места сражений и т.д. - изображаются на них похожими пометками;

- обратите внимание на надписи, диаграммы, таблицы, портреты, рисунки, которые есть на карте, и вы поймете, что есть резон в утверждении «Карта - это государственная работа»;

- работая с контурной картой, пользуйтесь цветными карандашами, делайте условные обозначения;

- на мелкомасштабных картах отдельные отметки делайте цифрами, включайте в условные обозначения, это будет влиять на эстетику выполненной Вами работы.

Схема анализа исторического документа

- Документ первичный (запись очевидца или участника события) или вторичный (комментарий или предание о событии из уст исследователя).

- Отделите в документе факты от комментариев и анализируйте их отдельно.

- Кто автор этого документа? Чьи интересы он защищает?

- О чем рассказывается в документе? Какая сторона события или явления замалчивается?

- Когда написан этот документ? Как могли повлиять на него авторы, исторические события или общая ситуация в этот период?

- Где происходило событие, о котором идет речь в документе?

- Какими мотивами руководствовался автор документа?

- Как этот документ сочетается с другими свидетельствами об этих фактах, событиях, явлениях или процессах?

Схема характеристики исторической личности

(Составление исторического портрета)

- Исторические условия, вызовы и влияние окружающей общественной среды на формирование личности исторической фигуры. Личностные качества исторического деятеля и условия их становления и формирования.

- Цели деятельности и возможности их достижения.

- Какими средствами и путями достигается поставленная цель.

- Результаты деятельности исторического лица для региона, страны или мира.

- В чем значение деятельности этой личности.

- Каково Ваше отношение к этой личности как к человеку и как к историческому деятелю?

Виды работы с текстом учебника как с источником информации

- чтение молча или вслух;

- выписка дат;

- составление хронологических таблиц;

- работа со сроками, географическими названиями, выводами;

- выписка имен исторических персоналий;

- отбор исторических фактов для доказательства отдельных суждений;

- формулирование выводов на основе прочитанных фрагментов текста; конспектирования;

- составление плана или тезисов.

Составление плана

1. Внимательно прочитайте название темы плана, текст параграфа.

2. Попробуйте усвоить содержание материала в целом.

3. Отберите только тот текст, который освещает тему, по которой нужно составить план.

4. 3апишить главные, на Ваш взгляд, мысли текста - это и будут ориентировочные пункты Вашего плана.

5. Хорошо продумайте, сформулируйте и запишите эти главные мысли. Это будет простой план темы.

6. Если план сложный, выделите ведущие (две-три) идеи и попробуйте перегруппировать материал таким образом, чтобы он соответствовал этим идеям.

7. Найдите данные, раскрывающие каждую из выделенных вами главных идей, и запишите их в виде подпунктов плана.

8. Проверьте, раскрывает ли план тему, есть ли в нем своя логика и завершенность, которая позволит Вам лучше усвоить материал.

Помните! Структурно план делится на вступление, основную часть и выводы.

Конспектирование

Конспектирование - это краткое изложение основного содержания прочитанного (услышанного).

- Несколько раз прочитайте текст, постарайтесь усвоить его содержание в целом.

- Разделите текст на отдельные блоки (относительно самостоятельные части).

- Сделайте анализ каждой из частей, выделив в них главное.

- Сформулируйте тезисы и выпишите высказывания, которые их аргументируют.

- Запишите основные положения и идеи текста или услышанной информации.

Обобщение

Обобщение - определение общих, существенных признаков исторического явления или процесса, формулировка ведущих понятий или идей того, что обработаны или изучены; обобщение основано на анализе и синтезе и идет от простого к сложному (от конкретного к абстрактному).

- Выделите главное понятие в полученном задании.

- Проверьте, как Вы поняли его содержание.

- Отберите основные, типичные факты из обработанного материала.

- Проанализировав их, выделите общие черты.

- Сформулируйте основную идею, вектор развития явления или процесса.

Сравнение

Сравнение - это мыслительная операция, направленная на установление черт сходства и различия между определенными историческими событиями, явлениями или процессами. Этапами сравнения могут быть:

- усвоение объектов сравнения и их запись;

- выделение критериев - родственных существенных признаков объектов, которые сравниваются, это - самая сложная часть сравнения. Критерии сравнения - это своеобразный план общих признаков тех или иных событий, явлений или процессов.

- четкая формулировка и краткая запись содержания сравнения;

- сравнение объектов по каждому из критериев;

- краткое обобщение и его запись.

Наиболее удачной, на наш взгляд, формой сравнения является таблица.

Источник: взято с сайта http://apruo.ru/statyi/obrazovatelnie-statyi/461-pamyatka-dlya-raboti-na-uroke-istorii.html.

Памятка для работы с историческим источником

1. Происхождение источника: автор; время издания; тип источника (документ, письмо, дневник и т.д.); полный текст или отрывок; первичный (оригинальный текст) или вторичный (перевод).

 2. Кратко изложите содержание прочитанного и сформулируйте основные идеи и факты. Объясните непонятные слова, используя словари.

 3. Определите достоверность информации.

 - автор был свидетелем событий или пересказывает то, чего сам не видел?

 4. Субъективность текста: субъективность осознанная или неосознанная? Были ли у автора особые намерения? Является ли автор хорошим наблюдателем? Есть ли у автора симпатии или антипатии?

 5. Обоснуйте, можно ли доверять приведенному источнику.

Правильное оформление литературы:

 1. Балязин В.Н. Занимательная история России. 1700 - 1762 гг. - М.: Первое сентября - 2002 - сс. 52 - 67.

 2. История России: проблемы, события, люди: Пособие для учителей, учащихся старших классов и абитуриентов./ Е.А. Гевуркова, В.И. Егорова. - М.: ЦГО - 2000 - сс. 3 - 10.

 3. Зенин Д. Откуда взялась калита у Ивана Калиты?// Чудеса и приключения. - 1997 - № 3 - сс. 28 - 30.

Взято с сайта http://istorik.ucoz.com/publ/pamjatki/pamjatki_dlja_uchashhikhsja/pamjatka_dlja_raboty_s_istoricheskim_istochnikom/7-1-0-8

 Общие правила составления плана при работе с текстом

 1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.

 2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

 3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

 4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Правила конспектирования

 1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

 2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

 3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора.

 4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

 5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Как дать рецензию на ответ товарища

 1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил.

 2. Следовал ли он намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.

 3. Вспомните, выразил ли ученик своё личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам.

 4. Употреблял ли он в рассказе необходимые термины и понятия.

 5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужные повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).

Как составить синхронистическую таблицу

 1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в   левой графе укажите века.

 2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.

 3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определённое время.

 4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.

 5. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.

Характеристика общественных выступлений

 1. Время и место выступления.

 2. Связь с другими событиями.

 3. Причины.

 4. Социальный состав участников.

 5. Требования, лозунги, цели.

 6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т.д.).

 7. Масштабы выступления.

 8. Уровень организованности,

 9. Имена участников, руководителей.

 10. Развитие событий, основные этапы.

 11. Значение выступления, его результаты.

Разделы сайта