О некоторых организационных и методических аспектах
проведения факультативных занятий
Факультатив – это не новая форма занятия, она давно применяется в практике работы школы. Но с отменой профильного обучения факультатив стал единственной формой внешней дифференциации образовательного процесса, ведущим направлением реализации интересов детей в условиях одноуровневого обучения 11-летней школы.
В связи с усилением роли факультативных занятий возникает необходимость пересмотра подходов к их организации и качеству занятий.
Факультатив, как и урок, является учебным занятием,
однако он имеет свои особенности.
Первая из них - добровольный характер посещения в соответствии с образовательными потребностями и склонностями учащихся. В старшем звене выбор учащимися факультатива чаще всего связан с планируемым продолжением обучения. В то же время учащиеся 5 – 9 классов не всегда определяются в профессиональной направленности и личностных интересах и находятся в поиске того, что им интересно и нужно. И на данном этапе важнейшую роль играет реклама факультатива. Возникает вопрос – каким образом это можно сделать? У каждого учителя свои подходы. Например, реклама факультатива может быть представлена в виде печатной продукции: материал в школьной или настенной газете в кабинете, красочный буклет, плакат-афиша. Оправдывает себя и такая форма, как открытое занятие факультатива – на него приглашаются учащиеся, для которых данный факультатив может быть организован в будущем учебном году. Заинтересовать учащихся может и яркий рассказ учителя о содержании и формах работы факультатива, его значимости для повышения качества знаний и расширения их кругозора. В любом случае (и в среднем, и в старшем звене), ученики должны получить информацию о возможности посещения тех или иных факультативных занятий. Желательно сделать это заранее, в марте – апреле, при этом учащиеся смогут сделать выбор на будущий год, а администрация – определить предварительную нагрузку педагогам.
Добровольность посещения факультативных занятий определяет наличие высокой учебной мотивации учащихся. Однако практика показывает, что это свойственно далеко не всем ученикам. В таком случае учителю приходится постоянно работать над формированием и развитием интереса к факультативу.
Второе отличие факультатива от урока – безотметочный способ обучения. Это оправдано: учащийся, выбравший факультатив добровольно, не нуждается в таком стимуле как отметка. Недопустимо и такое «стимулирование», при котором отметка за работу на факультативе ставится на страницу журнала, где фиксируются отметки за урок – это является нарушением многих нормативных документов. Но отсутствие отметок не означает отсутствия оценивания.
В роли оценки выступает не отметка, а словесная характеристика достижений учащихся. В виде поощрения могут выступать какие-либо знаки, придуманные учениками и учителем (жетоны, придуманная «валюта»), грамоты особо отличившимся ученикам, электронные материалы, собранные в ходе работы факультатива. Однако главный акцент должен быть сделан на формирование самооценки учащимися результатов их учения, а также самого процесса получения знаний. Для того, чтобы у учащихся сформировались эти навыки, необходимо учить их соотносить свои результаты с требованиями программ. Добриневская А.И. и Запрудский Н.И. в своей книге «Организация факультативных занятий в 11-летней школе» отмечают: «Обучение может стать безотметочным, если оно строится по следующим правилам:
1) отметка отсутствует, но содержательная оценка обязательна;
2) ученики пользуются ориентирами для самооценки, которые для них являются предельно понятными;
3) самооценка ученика предшествует оценке учителя.
Процесс оценивания учащимися собственной деятельности, своего поведения и своих образовательных продуктов имеет очень большое педагогическое значение:
во-первых, на занятиях обеспечивается обратная связь, благодаря которой учащийся видит свое продвижение в изучении материала и может корректировать свою деятельность;
во-вторых, повышается учебно-познавательная активность учащегося, что положительно сказывается на результативности образовательного процесса;
в-третьих, учащийся овладевает навыками рефлексии – одной из ключевых компетенций современного человека».
Формированию навыков самооценки способствует использование на факультативе таких форм работы как портфолио, презентации проектов, проведение конференций, выставок.
Отличие факультатива от урока заключается и в дополнительных задачах, которые решаются через данный вид занятий. Факультатив помимо удовлетворения образовательных запросов учащихся и углубления знаний, также развивает и интерес к предмету.
Факультатив способен решить еще одну важную задачу, направленную на развитие общеучебных умений и формирование практических навыков учащихся.
Один из важнейших принципов построения факультативных занятий – предупреждение перегрузки учащихся. С ним связано отсутствие домашнего задания на факультативе. Исключение составляют домашние задания по желанию учащихся, как правило творческого характера, но при этом недопустимы объемные задания, требующие большого времени на подготовку (составление электронных презентаций, подготовка рефератов и др.).
При определении содержания, форм и методов работы на факультативе, важно помнить: учащийся приходит на занятие после учебного дня, порой очень сложного, и однообразный, похожий как две капли воды на урок факультатив, не способствует здоровьесбережению. В то же время занятие факультатива – это учебное занятие, и нагрузки здесь не избежать. Какой выход можно найти в данной ситуации? Ответ один – на факультативе должно быть интересно, и тогда любая информация будет восприниматься на нём легко, а само занятие – как одна из форм досуга.
Сделать это можно разными способами. Самый простой и эффективный – отбор интересного и увлекательного содержания. В отличие от урока, где содержание очень строго регламентировано программой, отбор учебного материала на факультатив более свободный. На усмотрение учителя, мы можем уделить больше внимания отдельным аспектам, сделать акцент на отдельных вопросах, больше использовать научно-популярную литературу, художественный текст. Большие возможности для отбора содержания учебного материала предоставляет Интернет (особенно для проведения страноведческих факультативов), материалы средств массовой информации. На факультативе целесообразно использование иллюстративного материала, тем более, что фото- и видеоматериала в настоящее время достаточно.
Развитию познавательной активности учащихся и формированию интереса к предмету способствует использование специальных методов обучения. Некоторые из них описаны в книге А.Гина «Приемы педагогической техники». В частности, повышению интереса к учебному материалу способствует постановка привлекательной цели, например, в форме отсроченной отгадки: в начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), решение которой находится при изучении нового материала.
А.Гин приводит примеры использования других методов, направленных на развитие интереса к изучаемому материалу: «Удивляй» (учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным), «Лови ошибку» (объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибку или предлагает найти ошибку в имеющемся тексте, например, материалах СМИ), «Практичность теории» (учитель показывает практическую значимость материала для учащихся).
На занятиях факультатива домашнее задание отсутствует, следовательно, материал максимально должен быть усвоен в ходе занятия. Наиболее полно материал усваивается в ходе практической деятельности учащихся, в частности, при построении структурно-логических схем, опорных конспектов, схематических рисунков.
Практика показывает, что методика факультативного занятия зависит, в первую очередь, от направленности и содержания программы факультатива. Но, в любом случае, положительный эффект дает грамотное применение современных образовательных технологий.
Важным стимулом для учащихся является создание ситуации успеха, когда учитель предлагает посильные задания, пошагово ведет ученика к результату. Обеспечить такую ситуацию можно только в том случае, если знать личностные особенности учащихся и максимально учитывать их в построении факультативного занятия.
Таким образом, учитель имеет большой арсенал приемов и способов для развития познавательного интереса и реализации образовательных запросов учащихся через факультативные занятия. Нужно только провести их «инвентаризацию» и определить наиболее эффективные из них.