Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Виртуальная педагогическая мастерская

Тест. «Насколько хорошо мы знаем образовательные стандарты общего среднего образования».

1.Когда утвержден образовательный стандарт общего среднего образования?

а. 26 декабря 2018 г.

б. 26.декбря 2019 г.

в. 26.декабря 2017 г.

2. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь утверждены…

а. образовательный стандарт базового образования; образовательный стандарт среднего образования

б. образовательный стандарт начального образования; образовательный стандарт среднего образования

в. образовательный стандарт начального образования; образовательный стандарт базового образования; образовательный стандарт среднего образования

3. Где применяется образовательный стандарт начального образования?

а. в учреждениях дошкольного образования

б. обязателен для применения во всех учреждениях образования, реализующих образовательную программу начального образования

в. обязателен для применения в учреждениях высшего образования

4. Какова структура Стандарта?

а. Стандарт определяет область его применения, содержит используемые термины и их определения, общие положения, включает: цели образования на I ступени общего среднего образования и ожидаемые результаты начального образования; требования: к учебно-программной документации образовательной программы начального образования, максимальной учебной нагрузке учащихся; к организации образовательного процесса и результатам освоения содержания образовательной программы начального образования

бСтандарт определяет область его применения, содержит используемые термины и их определения, общие положения

в. Стандарт включает: цели образования на I ступени общего среднего образования и ожидаемые результаты начального образования; требования: к учебно-программной документации образовательной программы начального образования, максимальной учебной нагрузке учащихся; к организации образовательного процесса и результатам освоения содержания образовательной программы начального образования.

5. Какие  требования к образовательному процессу при реализации образовательной программы начального образования относят к общим:

а. Обеспечение качества образования

б. Обеспечение преемственности и непрерывности образовательной программы дошкольного образования и образовательной программы начального образования

в. Последовательность реализации содержания образовательной программы начального образования и образовательной программы базового образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, состояния их здоровья

г. Обеспечение равенства белорусского и русского языков

д. Реализация компетентностного подхода

е. Соблюдение принципов системности и единства педагогических требований

ж. Соответствие форм и методов обучения и воспитания целям базового образования

и. Соблюдение установленных законодательством в сфере общего среднего образования продолжительности учебного года и каникул, сроков и форм аттестации

к.  Соблюдение требований к максимальному объему учебной нагрузки учащихся, результатам освоения содержания образовательной программы базового образования, а также норм оценки результатов учебной деятельности по учебным предметам

л. Соблюдение охрана здоровья учащихся, соблюдение специфических санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов;

м. Создание условий для активизации самостоятельной учебной деятельности учащихся, удовлетворения их индивидуальных образовательных запросов, развития творческих способностей, включение учащихся в различные виды социально значимой деятельности;

н. Создание безопасных условий организации образовательного процесса.

6. Обучение и воспитание на уровне дошкольного образования и на I ступени общего среднего образования является качественно новым этапом для формирования и развитии успешной личности. На  что оно направлено?

а. Направлено на формирование общей культуры

б.  Направлено на  духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие учащегося

в. Направлено на воспитание агрессии

г. Направлено на создание основы для успешной социальной адаптации, развития творческих способностей, установки на самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья учащегося.

7. Что является приоритетом начального образования?

а. Формирование общеучебных умений и навыков

б. Изучение предметов на повышенном уровне

в. Овладение умениями анализа художественных произведений с

привлечением базовых литературоведческих понятий

г. Осмысление основных тенденций развития современного общества.

8. Какой характер должно носить содержание учебных предметов, определенных Стандартом для обязательного изучения при освоении содержания образовательной программы начального образования?

а. Узкий

б. Интегративный

в. Широкий.

Памятка участнику заседания психолого-педагогического семинара

Дата проведения: ноябрь 2020

Тема: Компетентностно-ориентированные задания как модель жизненной ситуации

Проблемное поле:

1. Структура компетентностно-ориентированного задания.

2. Исследовательское компетентностное задание

3. Обмен мнениями «При составлении компетентностно- ориентированного задания  учитель должен…».

4. Разработка компетентностно-ориентированных заданий по выбранных учебных предметах.

 Мини-лекция

Исследовательские компетентностно-ориентированные  задания

Чем отличается исследовательское компетентностно-ориентированное задание (КОЗ) от традиционного задания?

Н.Ф. Ефремова выделяет следующие отличительные особенности КОЗ.

Во-первых, это деятельностное задание (виды деятельности), которое  позволяет формировать и развивать универсальные общеучебные действия, базируясь на содержании образования, знаниях и умениях обучающихся; требует применения накопленных знаний в практической деятельности для решения конкретной учебной проблемы.

Во-вторых, КОЗ моделирует реальную или квазиреальную (учебную) ситуацию, для которой необходимо найти.

В-третьих, КОЗ строится на актуальном для обучающихся учебном материале, требует поиска информации в дополнительных источниках.

В-четвертых, КОЗ имеет свою специфическую структуру, обеспечивающую организацию целенаправленных действий обучающихся в процессе выполнения задания, поиска решения и представления ответа.

Какова же структура КОЗ? К структурным элементам компетентностно-ориентированного задания относят:

стимул;

задачная формулировка;

источник информации;

бланки для выполнения задания и для ответов;

инструмент проверки.

Стимул КОЗ выполняет следующие функции: погружает обучающегося в контекст задания и мотивирует на его выполнение. Стимул должен быть настолько кратким, насколько это возможно.

Задачная формулировка точно и максимально просто описывает ту деятельность, которую обучающийся должен выполнить для получения результата; она не может допускать различных толкований; текст задания должен начинаться с глагола, в тексте задания должно быть указано ЧТО делать и КАК делать (в зависимости от уровня трудности задания).

Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности обучающегося по выполнению данного задания. Он должен быть необходимым и достаточным для выполнения заданной деятельности, интересным для обучающихся, эффективным, позволять выполнить задание при минимальных затратах времени.

Бланк для выполнения задания (бланк ответов) – это форма, которая задает структуру предъявления студентом результата своей деятельности по выполнению задания.

Инструмент проверки должен определять количество баллов за каждый этап деятельности; общий итог в зависимости от сложности учебного материала, дополнительных видов деятельности. В качестве инструмента проверки этапов и правильности выполнения задания могут быть использованы ключ, аналитическая шкала, модельный ответ (разработаны критерии и соответствующие им балы), бланк наблюдения.

Алгоритм создания КОЗ включает в себя:

1) определение аспекта компетенций, подлежащего формированию, развитию или оценке;

2) формулирование задачи на основе выбранного аспекта;

3) поиск источников, позволяющих реализовать планируемую деятельность;

3

4) формирование мотивов и стимулов;

5) создание модельных ответов или ключей, шкал, бланков и инструкций к предъявлению результата решения задачи;

6) самоэкспертиза задания.

Обсуждение услышаннного:

Как часто вы используете в своей практике компетентностно- ориентированные задания?

а). Теоретическая разминка

Заполнить пропуски в таблице, используя слова для справок:

Компетенции

Результативность

Учащиеся четко формулируют личностные цели, принимают самостоятельные решения

Развито умение планировать, анализировать, выдвигать гипотезы, доказывать их

Учащиеся могут находить нужную информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге, в публичном выступлении, выслушивать точку зрения  оппонента

Развита способность соотносить свое интересы с интересами других людей

Общекультурная

Речь правильная, могут слушать других и  высказывать свои мысли

Слова для справок: ценностно-смысловая, учебно-познавательная, социальная, коммуникативная.

Правильный ответ:

Компетенции

Результативность

Ценностно-смысловая

Учащиеся четко формулируют личностные цели, принимают самостоятельные решения

Учебно-познавательная

Развито умение планировать, анализировать, выдвигать гипотезы, доказывать их

Коммуникативная

Учащиеся могут находить нужную информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге, в публичном выступлении, выслушивать точку зрения  оппонента

Социальная

Развита способность соотносить свое интересы с интересами других людей

Общекультурная

Речь правильная, могут слушать других и высказывать свои мысли

б). Практическая работа. Работа в парах. Участники разрабатывают компетентностно-ориентированные задания.

Образец для составления заданий.

Тема.

Класс.

Предмет.

Стимул

Задачная формулировка

Источник информации

Инструмент проверки

Бланк ответов

Пример компетентностно-ориентированного  задания

3 класс «Местоимение» (вводный урок)

Ключевые компетенции: коммуникативная компетенция, учебно-познавательные компетенции.

Стимул. В русском языке местоимений немного, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е место после глаголов и имен существительных. Почему же это так? Это загадка. Думаю, что когда исследуем данную тему, мы найдём ответ.

Задачная формулировка. Исследовать материал и составить таблицу-памятку о местоимении как части речи.

Источник информации: учебник русского языка 3 класс, текст

Бланк выполнения задания:

1. Местоимение …

2. Употребляется вместо …

  1. Местоимения отвечают на

4.Не называют предмет, а  …

Подчеркнуть местоимение.

Я живу в Филатово. Учусь в третьем классе. Наш класс дружный. У меня есть друг. Он всегда помогает мне в трудную минуту. Я горжусь своим другом.

Инструмент проверки: (модельный ответ и критерии оценки выполненного задания)

Модельный ответ.

Исследовательская карточка

1. Местоимение …

это часть речи

2. Употребляется вместо …

существительного

3. Местоимения отвечают на вопрос

кто? что?

4.Не называют предмет, а  …

…указывает на него

Подчеркнуть местоимение.

Я живу в  Филатово. Учусь в третьем классе. Наш класс дружный. У меня есть друг. Он всегда помогает мне в трудную минуту. Я горжусь своим другом.

Критерии оценки выполненного задания:

1.Определен ответ – 1 балл за каждый ответ.

2.Обоснован выбор ответа – 1 балл за каждый ответ.

3.Выбран другой ответ – 0 баллов.

4.Максимально – 4 балла.

Работа с текстом.

1.Выделено местоимение-1 балл за каждое местоимение.

2.Выбран другой ответ- 0 баллов.

3.Максимально -7 баллов

Баллы переведены в оценку: менее 4 баллов – низкий, 5-6– удовлетворительный,  7-8 -средний , 9-10   –  достаточный , 11–  высокий уровень.

в) Обмен мнениями «При составлении компетентностно- ориентированного задания  учитель должен…».

Ответ. По мнению Н.Ф. Ефремовой, при составлении компетентностно-ориентированного задания  учитель должен определить, какие компетенции он формирует, оценить сложность учебного материала и источники информации, сделать акцент на организацию деятельности ученика, создать условия для формирования у детей способностей использовать знания в разнообразных ситуациях.

Приём «Продолжи фразы».

– во время занятия  я думал о…

– в процессе  занятия  ...

Ведущий.

Притча «Закрытое окно».

Спросил как- то учитель троих своих учеников:

– Почему бьется оконное стекло, когда в него бросают камень?

– Потому, что камень тяжелый, – отвечал один из них.

– Потому, что стекло хрупкое, – изрек другой.

– Потому, что метнувшая камень рука была сильна и удар точный, – ответил третий.

– Никто из вас троих не дал правильного ответа, братья мои! Потому что окно было закрыто! Так и в жизни Друзья. В жизни каждого из нас есть шанс на успех, удачу, счастливую жизнь, но в большинстве случаев наше окно закрыто.

Научитесь идти по Пути с открытыми сердцами, и ни одна вражеская стрела не разобьет их, проходя навылет сквозь тонкую ткань души…

Список  использованных источников

  1. Зябкін, М., Зябкіна, Л. КАЗ – даследчыя заданні новага тыпу  / М.Зябкін, Л. Зябкіна  // Метадычны дадатак да “Настаўніцкай газеты” “Партфоліа”, 2020.– 27.08.2020. – С.10 – 1
  2.  Таміла, А.М., Семинар-практыкум “Кампетэнтнасна- арыентаванае заданне як мадэль жыццёвай сітуацыі” / А.М.Таміла // Народная асвета, 2020.–  № 3. – С.53 – 55.

Памятка участнику заседания психолого-педагогического семинара

Дата проведения: ноябрь 2020

Тема: Компетентностно-ориентированные задания как модель жизненной ситуации

Проблемное поле:

1. Структура компетентностно-ориентированного задания.

2. Исследовательское компетентностное задание

3. Обмен мнениями «При составлении компетентностно- ориентированного задания  учитель должен…».

4. Разработка компетентностно-ориентированных заданий по выбранных учебных предметах.

 Мини-лекция

Исследовательские компетентностно-ориентированные  задания

Чем отличается исследовательское компетентностно-ориентированное задание (КОЗ) от традиционного задания?

Н.Ф. Ефремова выделяет следующие отличительные особенности КОЗ.

Во-первых, это деятельностное задание (виды деятельности), которое  позволяет формировать и развивать универсальные общеучебные действия, базируясь на содержании образования, знаниях и умениях обучающихся; требует применения накопленных знаний в практической деятельности для решения конкретной учебной проблемы.

Во-вторых, КОЗ моделирует реальную или квазиреальную (учебную) ситуацию, для которой необходимо найти.

В-третьих, КОЗ строится на актуальном для обучающихся учебном материале, требует поиска информации в дополнительных источниках.

В-четвертых, КОЗ имеет свою специфическую структуру, обеспечивающую организацию целенаправленных действий обучающихся в процессе выполнения задания, поиска решения и представления ответа.

Какова же структура КОЗ? К структурным элементам компетентностно-ориентированного задания относят:

стимул;

задачная формулировка;

источник информации;

бланки для выполнения задания и для ответов;

инструмент проверки.

Стимул КОЗ выполняет следующие функции: погружает обучающегося в контекст задания и мотивирует на его выполнение. Стимул должен быть настолько кратким, насколько это возможно.

Задачная формулировка точно и максимально просто описывает ту деятельность, которую обучающийся должен выполнить для получения результата; она не может допускать различных толкований; текст задания должен начинаться с глагола, в тексте задания должно быть указано ЧТО делать и КАК делать (в зависимости от уровня трудности задания).

Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности обучающегося по выполнению данного задания. Он должен быть необходимым и достаточным для выполнения заданной деятельности, интересным для обучающихся, эффективным, позволять выполнить задание при минимальных затратах времени.

Бланк для выполнения задания (бланк ответов) – это форма, которая задает структуру предъявления студентом результата своей деятельности по выполнению задания.

Инструмент проверки должен определять количество баллов за каждый этап деятельности; общий итог в зависимости от сложности учебного материала, дополнительных видов деятельности. В качестве инструмента проверки этапов и правильности выполнения задания могут быть использованы ключ, аналитическая шкала, модельный ответ (разработаны критерии и соответствующие им балы), бланк наблюдения.

Алгоритм создания КОЗ включает в себя:

1) определение аспекта компетенций, подлежащего формированию, развитию или оценке;

2) формулирование задачи на основе выбранного аспекта;

3) поиск источников, позволяющих реализовать планируемую деятельность;

3

4) формирование мотивов и стимулов;

5) создание модельных ответов или ключей, шкал, бланков и инструкций к предъявлению результата решения задачи;

6) самоэкспертиза задания.

Обсуждение услышаннного:

Как часто вы используете в своей практике компетентностно- ориентированные задания?

а). Теоретическая разминка

Заполнить пропуски в таблице, используя слова для справок:

Компетенции

Результативность

Учащиеся четко формулируют личностные цели, принимают самостоятельные решения

Развито умение планировать, анализировать, выдвигать гипотезы, доказывать их

Учащиеся могут находить нужную информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге, в публичном выступлении, выслушивать точку зрения  оппонента

Развита способность соотносить свое интересы с интересами других людей

Общекультурная

Речь правильная, могут слушать других и  высказывать свои мысли

Слова для справок: ценностно-смысловая, учебно-познавательная, социальная, коммуникативная.

Правильный ответ:

Компетенции

Результативность

Ценностно-смысловая

Учащиеся четко формулируют личностные цели, принимают самостоятельные решения

Учебно-познавательная

Развито умение планировать, анализировать, выдвигать гипотезы, доказывать их

Коммуникативная

Учащиеся могут находить нужную информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге, в публичном выступлении, выслушивать точку зрения  оппонента

Социальная

Развита способность соотносить свое интересы с интересами других людей

Общекультурная

Речь правильная, могут слушать других и высказывать свои мысли

б). Практическая работа. Работа в парах. Участники разрабатывают компетентностно-ориентированные задания.

Образец для составления заданий.

Тема.

Класс.

Предмет.

Стимул

Задачная формулировка

Источник информации

Инструмент проверки

Бланк ответов

Пример компетентностно-ориентированного  задания

3 класс «Местоимение» (вводный урок)

Ключевые компетенции: коммуникативная компетенция, учебно-познавательные компетенции.

Стимул. В русском языке местоимений немного, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е место после глаголов и имен существительных. Почему же это так? Это загадка. Думаю, что когда исследуем данную тему, мы найдём ответ.

Задачная формулировка. Исследовать материал и составить таблицу-памятку о местоимении как части речи.

Источник информации: учебник русского языка 3 класс, текст

Бланк выполнения задания:

1. Местоимение …

2. Употребляется вместо …

  1. Местоимения отвечают на

4.Не называют предмет, а  …

Подчеркнуть местоимение.

Я живу в Филатово. Учусь в третьем классе. Наш класс дружный. У меня есть друг. Он всегда помогает мне в трудную минуту. Я горжусь своим другом.

Инструмент проверки: (модельный ответ и критерии оценки выполненного задания)

Модельный ответ.

Исследовательская карточка

1. Местоимение …

это часть речи

2. Употребляется вместо …

существительного

3. Местоимения отвечают на вопрос

кто? что?

4.Не называют предмет, а  …

…указывает на него

Подчеркнуть местоимение.

Я живу в  Филатово. Учусь в третьем классе. Наш класс дружный. У меня есть друг. Он всегда помогает мне в трудную минуту. Я горжусь своим другом.

Критерии оценки выполненного задания:

1.Определен ответ – 1 балл за каждый ответ.

2.Обоснован выбор ответа – 1 балл за каждый ответ.

3.Выбран другой ответ – 0 баллов.

4.Максимально – 4 балла.

Работа с текстом.

1.Выделено местоимение-1 балл за каждое местоимение.

2.Выбран другой ответ- 0 баллов.

3.Максимально -7 баллов

Баллы переведены в оценку: менее 4 баллов – низкий, 5-6– удовлетворительный,  7-8 -средний , 9-10   –  достаточный , 11–  высокий уровень.

в) Обмен мнениями «При составлении компетентностно- ориентированного задания  учитель должен…».

Ответ. По мнению Н.Ф. Ефремовой, при составлении компетентностно-ориентированного задания  учитель должен определить, какие компетенции он формирует, оценить сложность учебного материала и источники информации, сделать акцент на организацию деятельности ученика, создать условия для формирования у детей способностей использовать знания в разнообразных ситуациях.

Приём «Продолжи фразы».

– во время занятия  я думал о…

– в процессе  занятия  ...

Список  использованных источников

  1. Зябкін, М., Зябкіна, Л. КАЗ – даследчыя заданні новага тыпу  / М.Зябкін, Л. Зябкіна  // Метадычны дадатак да “Настаўніцкай газеты” “Партфоліа”, 2020.– 27.08.2020. – С.10 – 1
  2.  Таміла, А.М., Семинар-практыкум “Кампетэнтнасна- арыентаванае заданне як мадэль жыццёвай сітуацыі” / А.М.Таміла // Народная асвета, 2020.–  № 3. – С.53 – 55.

Разделы сайта